Как будет идти мировая интернет-революция

Закономерный вопрос многих юзеров: «свободная творческая самореализация возможна в информационном секторе экономике», а куда денется материальное производство, кто «будет дороги строить, рожь сеять»? Условно говоря, масло вы тоже из компьютера будете получать? Конечно, крупное промышленное производство предполагает механический нетворческий труд и может управляться только иерархично, или собственником, или государством, через их представителей — управленческий аппарат. Оба эти варианта одинаково плохи.Закономерный вопрос многих юзеров: «свободная творческая самореализация возможна в информационном секторе экономике», а куда денется материальное производство, кто «будет дороги строить, рожь сеять»? Условно говоря, масло вы тоже из компьютера будете получать?

Конечно, крупное промышленное производство предполагает механический нетворческий труд и может управляться только иерархично, или собственником, или государством, через их представителей — управленческий аппарат. Оба эти варианта одинаково плохи. Они в равной мере предполагают подавление и эксплуатацию работников или собственниками, или государственной бюрократией. Люди, занятые нетворческим трудом, в любом обществе являются объектом эксплуатации. Механическая работа в отличие от творческой не может быть ценна для работника сама по себе, это всегда тяжкий труд ради «куска хлеба». Поэтому ею можно заниматься только по принуждению — насильственному (рабство) или экономическому (рынок). Выражаясь марксистской терминологией, можно сказать, что освобождение труда возможно только тогда, когда более высокий уровень развития производственных сил сделает его творческим. Для этого люди должны быть освобождены от механической работы в материальном производстве.

Конечно, материальное производство никуда не исчезнет, хотя количество занятых в нем будет продолжать сокращаться. Как известно, этот процесс идет перманентно с начала промышленной революции. Вначале он касался прежде всего сельского хозяйства, затем промышленности. В результате, например, в современных США в сельском хозяйстве трудится меньше половины процента занятых, а в промышленном производстве — около 8%. Большинство работников трудятся сегодня в сфере услуг. Автоматизация этой сферы уже начинается, и есть все основания полагать, что она пойдет темпами не менее быстрыми, чем аналогичные процессы в сельском хозяйстве и промышленности.

Формирование интернет-общества ведет к существенному ускорению развития творческого процесса. Очевидно, что возможность получать и обмениваться информацией после появления и развития Интернета выросла на много порядков. В результате резко интенсифицировалось интеллектуальное взаимодействие между людьми, находящимися порой в совершенно разных точках земного шара; появились более благоприятные условия для творческой деятельности, развития науки и технологий.

Следует ожидать, что в ближайшее время количество информации и коммуникаций перейдет в новое качество, накопится критическая масса новых научных открытий. Тогда произойдет технологический прорыв, подобный тому, который случился в конце XIX — начале XX века, когда в течение нескольких десятилетий человечество получило ряд технических достижений, полностью изменивших его жизнь. Результатом этого может стать в том числе и резкое ускорение процесса автоматизации материального производства. Можно надеяться, что таким образом люди будут освобождены от принудительного механического труда для творческой деятельности, а научно-технический прогресс получит еще более сильный импульс развития.

Создание нового общества, начавшееся в ключевой сегодня сфере — информационной экономике, затем неизбежно перейдет и на материальное производство.

Уже сейчас есть первые фабрики без рабочих, магазины без продавцов и даже рестораны без официантов. Более того, большая эффективность их очевидна. Например, благодаря экономии на персонале и аренде цены во многих интернет-магазинах даже с доставкой ниже, чем в супермаркетах. Есть все основания ожидать, что в дальнейшем этот процесс продолжится и приведет к практически полной автоматизации не только производства, но и сферы услуг.

Конечно, и здесь встает вопрос о неизбежном сопротивлении переменам со стороны собственнических элит, которым выгоднее эксплуатировать дешевый труд лишенных выбора работников, чем вкладываться в развитие технологий и дальнейшую автоматизацию услуг и производства.

Экспорт интернет-революции

Один из распространенных вопросов, возникших у юзеров при прочтении моих предыдущих материалов, касается того, как мировая интернет-революция будет проходить в развивающихся странах.

Конечно, разные страны мира развиваются неравномерно. Социальная интернет-революция осуществится и в странах, не принадлежащих к числу наиболее технологически развитых, но с существенным запозданием. Причем если в России, Китае, Индии, Латинской Америке, Юго-Восточной Азии она прежде всего будет направлена на решение внутренних проблем, то, осуществившись в исламском мире, не только обеспечит его народам лучшее будущее, но и нейтрализует глобальную угрозу человечеству, которую представляет собой фундаментализм.

Экспорт интернет-революции, содействие интеллектуальному, социальному, научно-техническому прогрессу в развивающихся странах — единственная возможность защититься от угрозы, исходящей от исламского и иных форм агрессивного фундаментализма.

Можно предположить, что развитые страны в обозримом будущем встанут перед необходимостью проведения своеобразного образовательного «плана Маршала» для развивающихся стран, включающего распространение современного образования, знаний, рационального мышления. Задачей подобного плана может стать обеспечение вхождения нового поколения развивающихся стран в международное интернет-сообщество.

Очевидно, что модернизация, рационализация развивающихся стран, освобождение их от агрессивного клерикализма возможны только в условиях резкого повышения культурно-образовательного уровня большей части населения. Инструмент решения этой задачи — широкое бесплатное современное дистанционное интернет-образование подрастающего поколения стран третьего мира на средства и из учебных центров развитых стран. В идеале — непрерывное дистанционное обучение большого числа детей с первого до последнего класса школы, а для тех, кто успешно получил среднее образование, до последнего курса университета.

Компьютеризация и интернетизация, само дистанционное образование (кстати, на порядки менее затратное, чем традиционное) вряд ли будут стоить дороже, чем проводящиеся сейчас масштабные военные операции. Трудно представить, как изменится мир, если каждый афганский или иракский ребенок будет иметь возможность получить дистанционное образование из лучших мировых образовательных институтов.

В случае реализации этого плана новое, образованное поколение развивающихся стран станет полноправным членом космополитической интернет-тусовки. Это поколение даст специалистов, которые в будущем сформируют новую экономику, идеологию и социально-политическое устройство своих стран. Таким образом, с помощью развитых стран может быть форсировано развитие социальной интернет-революции в развивающихся странах, интеграция их в мировое интернет-общество.

Вызовы и ответ

Наиболее популярное возражение юзеров против концепции мировой социальной интернет-революции звучит примерно так: «Все это прекрасно, но нынешняя рыночная система крепка, люди подсажены корпорациями на потребление и инертны, элиты собственников всемогущи и ничего подобного не позволят». На это можно возразить так: перед началом перестройки в СССР весь мир был уверен в незыблемости, если не вечности советской системы. Во Франции в 1780-х, Германии 1840-х, России 1900-х годов тоже процветал консюмеризм, и элиты до поры до времени свободно манипулировали массами. Однако все это не помешало неотвратимым революционным преобразованиям.

В наше время главный провокатор мировой социальной интернет-революции — новые вызовы времени, на которые правящая мировая и национальные элиты не могут дать адекватный ответ. Это и обостряющийся конфликт цивилизаций, и мировой терроризм, а главное — обостряющийся ресурсный кризис и надвигающаяся экологическая катастрофа. Для решения этих проблем, угрожающих самому существованию цивилизации, нужен новый виток творческого процесса, новый технологический прорыв. Нужно радикальное перераспределение ресурсов от энергоемкого производства и манипулятивного продвижения к развитию образования (в т.ч. для развивающихся стран), медицины, науки, новых ресурсосберегающих, экологически-безопасных технологий. А это перераспределение невыгодно правящим элитам манипуляторов-собственников, их корпорациям, банкам, которые сегодня эти ресурсы контролируют. Они заинтересованы, чтобы в обществе ничего принципиально не менялось: в зависимой от нефти и газа экономике, в токсичных производствах, в убивающем транспорте, в грабительской фарминдустрии, в манипулятивном продвижении товаров.

Только радикальная реформа социально-экономической системы развитых стран мира сможет обеспечить преодоление сопротивления старой правящей элиты, высвободит творческий потенциал общества и позволит спасти человечество от надвигающихся глобальных угроз.

Оптимистический сценарий интернет-революции

2008—2038 годы.

Развитые страны.

Интернет: широкое распространение мировой полиязыковой, мультимедийной сети Е-общество 2.0 и дистанционного образования через Интернет. Уход телевидения в Интернет.

Политические и культурные перемены: новый виток творческого процесса, прорыв к новому уровню научно-технического развития. Формирование в Сети альтернативных параллельных «органов власти», влияющих на политику официальных властей своих стран. Демократизация контроля над информационными потоками. Рационализация механизмов формирования социальной иерархии. Постепенное вытеснение старых манипулятивных элит и идеологий.

Развивающиеся страны.

Интернет: получение большинством населения доступа к компьютерам и Интернету. Проведение образовательного «плана Маршала».

Политические и культурные перемены: начало проведения программы дистанционного обучения подрастающего поколения на средства и из учебных центров развитых стран. Программа предусматривает бесплатную компьютеризацию, доступ в Интернет и непрерывное дистанционное среднее, а затем высшее (для тех, кто успешно получил среднее) образование больших масс детей из развивающихся стран. В идеале каждый иракский или афганский ребенок сможет получить дистанционное образование из Оксфорда или Гарварда.

Демократизация политических систем, ликвидация клерикальных, авторитарных этатистских режимов.

2038—2068 годы.

Развитые страны.

Интернет: уход в Интернет большинства социальных коммуникаций, связанных с социальной и творческой реализацией (трудом, творчеством, политикой и т.п.). Господство дистанционного образования через Интернет.

Политические и культурные перемены: переход реальной власти к формируемым в Интернете органам прямой демократии. Отмирание национальных государств. Создание свободно-управляемых, непривязанных к конкретной территории или нации сообществ интернет-пользователей.

Развивающиеся страны.

Интернет: широкое распространение сети Е-общество 2.0 Уход телевидения и образования в Интернет.

Политические и культурные перемены: формирование в Сети альтернативных органов власти, влияющих на политику официальных властей своих стран. Демонополизация информационных потоков. Ослабление влияния религиозной идеологии и религиозных институтов.

2068—2098 годы.

Развитые страны.

Интернет: в офлайне остаются только личные, не связанные с социальными задачами коммуникации (секс, дружба, отдых, туризм, спорт и т.п.). Все остальные социальные институты уходят в Сеть.

Политические и культурные перемены: Деурбанизация, отмирание городов. Люди живут в отдельных, равномерно распределенных по территории небольших поселениях, вписанных в природно-экологический ландшафт. Города превращаются в музеи. Для офлайн-коммуникаций создаются компактные центры (один центр на определенную территорию и число домов; содержит больницы, рестораны, развлекательные центры, учреждения искусства и культуры). Регулярный обмен жильем между живущими в разных природно-климатических зонах для переселения из одной зоны в другую (люди живут в определенном месте, пока не надоест, потом списываются с жителями других частей света и меняются с ними местом жительства). Отмирание национальных языков, культурной, государственной и национальной идентичности. Создание мультиязыковой мегакультуры. Смешение наций и рас.

Развивающиеся страны.

Интернет: уход в Интернет большинства социальных коммуникаций.

Политические и культурные перемены: уровень образования и квалификации сравнивается с уровнем развитых стран. Отмирание манипулятивных институтов и идеологий (в т.ч. религии). Установление прямой интернет-демократии.

Примечание

Развитые страны: страны Северной Америки, Западной Европы, Австралия, Япония, Южная Корея.

Развивающиеся страны: государства Латинской Америки, Индия, Китай, Россия, страны Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Южной Африки.

Не рассматриваются беднейшие страны Африки и Азии, путь которых к интернет-обществу сегодня просматривается достаточно смутно.

Развивающиеся страны развиваются примерно с 20-30-летним отставанием от развитых. Причем скорость развития и тех и других на пути к интернет-обществу неравномерна. Наиболее успешно интернет-общество складывается в малых развитых странах, затем в больших развитых странах. Среди развивающихся успешнее всего страны с сильной китайской компонентой в населении — Китай, страны АСЕАН. Наименее перспективны ортодоксальные мусульманские страны и страны Черной Африки. Россия и славянские страны СНГ, Казахстан, страны Закавказья относятся к развивающимся странам с хорошими динамическими перспективами.

Источник:
Игорь Эйдман
Время