Аркаим

Аркаим – современное название одного из наиболее хорошо сохранившихся поселений так называемой «Страны городов». Ученые называют эту цивилизацию синташтинской культурой, по названию первого городища, обнаруженного в районе деревни Синташты. Страна городов процветала на территории Южного Зауралья примерно в 1500 — 1900 годах до н.э. Ей предшествовала Циркум-Потнийская металлургическая цивилизация, которая была открыта и изучена значительно раньше в районах Балкан, Северного Причерноморья, Южного Кавказа и современной Северной Турции.Благодаря недавним открытиям российских ученых степи Южного Зауралья признаны прародиной тех полукочевых племен, которые в 14-16 веках до новой эры начали свой стремительный поход на юг, в кротчайший срок освоив огромную территорию от Ганга до Нила и дав начало современным арийским цивилизациям Индии и Ирана. Это нашествие оказалось настолько стремительным и успешным благодаря усовершенствованным боевым колесницам, а так же высокой общественной организации пришельцев с севера. Их уникальная культура, сохранив уважение к равенству и личной свободе, отличалась удивительной дисциплиной, настолько сознательной и добровольной, что современному человеку до сих пор трудно понять причину такого похвального единодушия.

Поэтому одни ученые в связи с арийскими предками говорили о генетической предрасположенности некоторых наций к порядку, другие ссылались на всесильную, таинственную религию, открывающую своим последователям особое, гармоничное восприятие мира, а наиболее способным из них даже волшебные способности — сиддхи. Наверное, не случайно санскрит, язык древних племен, некогда обитавших в Южном Зауралье, позднее начали называть «дэванагари» — язык богов.

Аркаим – современное название одного из наиболее хорошо сохранившихся поселений так называемой «Страны городов». Ученые называют эту цивилизацию синташтинской культурой, по названию первого городища, обнаруженного в районе деревни Синташты.

Страна городов процветала на территории Южного Зауралья примерно в 1500 — 1900 годах до н.э. Ей предшествовала Циркум-Потнийская металлургическая цивилизация, которая была открыта и изучена значительно раньше в районах Балкан, Северного Причерноморья, Южного Кавказа и современной Северной Турции. Поэтому, вопреки всеобщему заблуждению, уникальные круглые городища Южного Зауралья с отлично продуманной архитектурой возникли не из пустоты. Сначала произошла стремительная миграция будущего народа Страны Городов скорее всего из района Северной Турции, поскольку памятники этой ветви Циркум-Понтийской металлургической цивилизации наиболее похожи на артефакты Южного Зауралья.

Вероятные причины такой миграции наглядно описаны в Авесте.

«И вот царству Йимы триста зим настало. И тогда эта земля наполнилась мелким и крупным скотом, людьми, собаками, птицами и красными горящими огнями. Не находилось места для мелкого и крупного скота и людей. И тогда оповестил я (бог Ахура-Мазда) Йиму: «О Йима прекрасный, сын Вивахванта, наполнилась эта земля мелким и крупным скотом, людьми, собаками, птицами и красными горящими огнями. Не находят места мелкий и крупный скот и люди». Тогда Йима выступил к свету в полдень на пути Солнца. Он этой земле дунул в золотой рог и провёл по ней кнутом, говоря: «Милая Спэнта-Армайти, расступись и растянись вширь, чтобы вместить мелкий и крупный скот и людей!»

Вот так Йима эту землю раздвинул на одну треть больше прежнего, и нашли себе здесь пристанища мелкий и крупный скот и люди по своему желанию и воле, как им хотелось. И вот царству Йимы шестьсот зим настало. И тогда эта земля наполнилась мелким и крупным скотом, людьми, собаками, птицами и красными горящими огнями. Не находилось места для мелкого и крупного скота и людей. И тогда оповестил я Йиму: О Йима прекрасный, сын Вивахванта, наполнилась эта земля мелким и крупным скотом, людьми, собаками, птицами и красными горящими огнями. Не находят места мелкий и крупный скот и люди». Тогда Йима выступил к свету в полдень на пути Солнца. Он этой земле дунул в золотой рог и провёл по ней кнутом, говоря: «Милая Спэнта-Армайти, расступись и растянись вширь, чтобы вместить мелкий и крупный скот и людей!» Вот так Йима эту землю раздвинул на две трети больше прежнего, и нашли себе здесь пристанища мелкий и крупный скот и люди по своему желанию и воле, как им хотелось. И вот царству Йимы девятьсот зим настало…» (с) и так далее.

Это был отрывок из Авесты, кодекса Видевдат, мифа о Йиме. Индусы называют бога Йиму — Ямой. То, что в Авесте описан скорее всего народ именно синташтинской культуры, трудно усомниться. В Авесте описаны даже знакомые круглые городища, которые назывались «вар» и методы их постройки.

«Так сказал Ахура-Мазда Йиме: «О Йима прекрасный, сын Вивахванта, на этот плотский злой мир придут зимы, а от них сильный смертельный холод. На этот плотский злой мир придут зимы, и сначала тучи снега выпадут снегом на высочайших горах на глубину Ардви. Третья же часть, о Йима, скота останется в живых в ужаснейших местах, которые на вершинах гор или в долинах рек в крепких жилищах. Перед зимой будут расти травы этой страны, потом из-за таяния снегов потекут воды, и чудом, о Йима, для плотского мира покажется, если увидят где след овцы. И ты сделай Вар размером в бег (лошадиный бег, примерно два персидских парсанга) на все четыре стороны и принеси туда семя мелкого и крупного скота, людей, собак, птиц и красных горящих огней. Сделай же Вар размером в бег на все четыре стороны для жилья людей и размером в бег на все четыре стороны для помещения скота. Там воду проведи по пути длиною в хатру, там устрой луга, всегда зеленеющие, где поедается нескончаемая еда, там построй дома, и помещения, и навесы, и загородки, и ограды…» (с) Источник тот же.

Вар или «вара» на санскрите и в авестийских источниках — глинобитная крепость, служащая убежищем для людей, скота, растений и огней во время смертельных холодов зим, снегопадов и наводнений. Судя по приводимому описанию. Вар, построенный Йимой, состоял из трёх концентрических кругов стен, во внешнем из которых было девять проходов, в среднем — шесть и во внутреннем — три. Вар этот напоминал, таким образом, по планировке жилища-поселения древних ариев, включавших круговые концентрические стены, открытые археологами на севере Турции, Афганистана и на Южном Урале. В русских говорах сохранилось слово «вар», «варок» — означающее «скотный двор», родственное древнерусскому «воръ» — «забор» и связанное с авестийским «вара».

«Так подумал Йима: «Как же я Вар сделаю, о котором сказал мне Ахура-Мазда?» И тогда сказал Ахура-Мазда Йиме: «О Йима прекрасный, сын Вивахванта, топчи землю пятками и мни руками так, как люди лепят намокшую землю»… «В переднем округе (Вара) сделай девять проходов, в среднем — шесть, во внутреннем — три. В проходы переднего (округа) принеси семя тысячи мужчин и женщин, среднего — шестисот, внутреннего — трёхсот. Сгони их в Вар золотым рогом и закрепи Вар дверью-окном, освещающимся изнутри…» (с) Источник тот же.

Вопреки современной мифологии в стиле Нью-Эйдж, сложившейся вокруг Аркаима, это был не город жрецов. В Аркаиме больше работали, чем молились. Центральная площадь была настолько мала, что не подходила для пышных ритуалов, хотя жителями города активно использовалась общая, плоская крыша домов, по которой якобы даже могла проехать по кругу колесница. При раскопках в пределах городища повсюду были обнаружены многочисленные предметы металлургического производства. Аркаим скорее напоминал завод – в каждом жилище выплавляли медь.

Уникальная металлургическая печь синшташтинской культуры использовала для создания тяги обычный домашний колодец, который соединяли с печью небольшой подземной трубой. В результате температура в печи была достаточной для выплавки меди. Интересно отметить, что при раскопках не было обнаружено обособленных зданий или хотя бы домов, которые были роскошнее и больше соседних. Это свидетельствует об отсутствии племенной аристократии, которая могла владеть излишком имущества. Зато в другом качестве древним аркаимцам не отказать: их культура была очень высокоорганизованной. Они напоминали трудолюбивых пчел в улье. И подобно пчелам, постоянно переселялись с места на место после истощения природных ресурсов окрестной местности – степных пастбищ и медных рудников.

Мы отправились в Аркаим в начале августа в компании из 13 человек. Взяли даже детей. С трудом запихнули в обычную пассажирскую ГАЗель рюкзаки, палатки и спальники. Одни ехали в Аркаим за благодатью, другие за новыми впечатлениями, третьи – отдохнуть. Погода в пятницу вечером была ужасная. Было холодно и дождливо, но настоящих путешественников этим не испугать.

Дорога из Уфы в Аркаим занимает приблизительно восемь часов. Урал миновали ночью. На место приехали рано утром. Рассвет уже встречали на знаменитой горе Шаманке.

Шаманка – древний палеовулкан. Он извергал пламя много миллионов лет назад. Гора расположилась напротив главных ворот Аркаима, поэтому в прежние времена там действительно проводились какие-то религиозные ритуалы. Археологи обнаружили на Шаманке остатки спирального лабиринта, выложенного из камней. Такие лабиринты до сих пор встречаются на безлюдных берегах Поморья. Поэтому современные «огнепоклонники» восстановили на Шаманке каменную спираль, чтобы мы тоже могли воспользоваться древней магией предков.

Само собой, рассвет на горе Шаманке получился многолюдным. Со всех сторон нас окружали незнакомцы. Но всех объединяло одно – любовь к природе, любовь к солнцу и к этому прекрасному, заповедному месту. Некоторые из адептов были фанатиками. Другие скорее поэтами и художниками в душе. Многие втайне надеялись здесь что-то получить или от чего-то избавиться. Я просто стоял и наслаждался. Даже не помню, просил ли чего-нибудь у горы? В сердце были только радость и счастье.

Встретив хмурый рассвет, и не взирая на жуткую стужу, я все-таки искупался в реке Караганке, причем голышом. Холодно было переодеваться. Надеюсь, меня никто не заметил, хотя сам я потом не раз замечал не берегу реки обнаженных мужчин и женщин, правда, чаще пенсионеров… Красота – это страшная сила.

После мы поспали, перекусили и отправились гулять по окрестностям: одни сами по себе, другие на экскурсию.

В наше время Аркаим выглядит не очень эффектно. Экскурсовод показывает паломникам лишь голую степь с почвой разного цвета. От реального городища на земле остались лишь четко нарисованные круги. Хотя поразительно, как долго сохраняется этот след, ведь прошло почти четыре тысячи лет. Потом экскурсовод подведет вас к невысокой крепостной стене, которая уже реконструкция. Археологи раскопали только остатки сожженных бревен, следы былой архитектуры, круги колодцев и забытую утварь.

Отсутствие признаков военных действий позволяет утверждать, что Аркаим не был сожжен во время вражеского набега. Скорее всего, Аркаим подожгли сами жители, покидая его навсегда.

В массовом сознании все арии считаются огнепоклонниками. А огнепоклонникам положено сжигать тела усопших на священном огне, наподобие того, как это происходит в Индии. Но оказывается, древние арии избавлялись от трупов совершенно иначе, ведь согласно их представлениям огонь, вода, воздух и земля были священными стихиями, требующими строгого сохранения от осквернения.

В авестийском погребальном ритуале могила называлась «дхама». Первоначально это было захоронение в земле, наподобие привычного для нас, за одним исключением – вся внутренняя поверхность ямы должна быть предварительно обработана с целью предотвращения проникновения вглубь земли трупного яда. Для изоляции могилы использовались всевозможные сухие, водонепроницаемые вещества — зола, навоз, кирпич, камень, глина плюс непременная подстилка, на которой лежало тело. Подобные захоронения и были обнаружены в Аркаиме.

Хорошо известно, что позднее стремление обезопасить священные стихии природы от осквернения привело иранцев к более радикальным способам захоронений. Дхама превратилась в невысокую башню, на вершине которой тело покойного уничтожали стервятники. Другими помощниками в работе по уничтожению трупа стали собаки, которые считались у зороастрийцев священными животными, вторыми по значению существами после человека.

«…И сказал Ахура-Мазда: «На тридцать шагов от огня, на тридцать шагов от воды, на тридцать шагов от барсмана простёртого, на тридцать шагов от мужей праведных. И вот тогда пусть маздаяснийцы яму выкопают здесь, в этой земле — [глубиной] в полноги — в твёрдой, в полчеловека — в мягкой; на это место пусть принесут золы или [сухого] навоза, а сверху нанесут кирпича или камня, или сухой глины, или сора. Здесь пусть положат бесчувственное тело на две ли ночи, на три ли ночи, на месяц ли — на всё время, пока не прилетят птицы, не произрастут растения, не растекутся лужи, ветер не высушит землю. И вот когда прилетят птицы, произрастут растения, растекутся лужи, ветер высушит землю, тогда пусть маздаяснийцы в этом доме брешь прорежут. Двое мужчин [из] проворных, умелых — нагие, неодетые, должны, закрепив труп на глиняном кирпиче положить его на известь в такое место, где будет наверняка признано, [что есть] пожирающие трупы собаки и пожирающие трупы птицы…» (с) Похоронный обряд и ритуальное очищение от трупной скверны. Кодекс Видевдат. Авеста.

Видимо не случайно в Ригведе именно собаки разыскивают людей, которым суждено умереть, чтобы доставить их богу смерти Яме. По всей видимости, подобные излишества еще не были свойственны древним жителям Аркаима. Авеста – более позднее произведение, датируемое серединой первого тысячелетия до н.э. Однако, у древних ариев были и другие слабости.

Во многих жилищах Аркаима, чуть ниже уровня глиняного пола, обнаружили детские захоронения с глиняными мисками, подразумевающими ритуальную пищу. К сожалению, есть мнение, что детей приносили в жертву, делая из них своеобразных «домовых», охраняющих жилище. Такой ритуал был характерен для многих архаичных земледельческих культур. Наши предки немного иначе относились к смерти и к детям. Однако, можно предположить, что это могилы горячо любимых детей, которые умирали естественной смертью.

Неподалеку от городища был обнаружен некрополь с захоронениями взрослых жителей Аркаима. Средний возраст усопших – тридцать лет. Я хочу, чтобы этот факт запомнили все, кто сегодня призывает слиться с природой. Природа жестока и не плодит долгожителей. Природу интересует исключительно выживание вида. И если вы искренне задумали слиться с природой, то будьте готовы умереть лет в тридцать пять «от естественных причин», как загадочно сообщил нам экскурсовод. Вероятно, от старости.

Однако, у меня возникло жуткое подозрение. А вдруг после достижения определенного возраста, «пожилым» тридцатилеткам немного «помогали» умереть? В Египте был когда-то обычай – в тридцать лет от роду убивать фараона, чтобы старый и больной царь не навлек беды на народ. Этот обычай назывался Хеб-Сед. Позднее ритуал стал символическим, но сохранился надолго. До начала эпохи пирамид египтяне хоронили усопших как аркаимцы – в позе эмбриона, положив труп на бок, головой на юг, обычно лицом на запад. Очевидно, египтяне и аркаимцы придерживались каких-то общих представлений о смерти. Учитывая твердую веру в грядущее воскрешение усопшего в новом теле, на которую недвусмысленно указывает его «эмбриональная» поза, смерть, наверное, не казалась аркаимцам такой ужасной, как нам.

В авестийском мифе о Йиме сказано:

«Не было там ни горбатых спереди, ни горбатых сзади, ни увечных, ни помешанных, ни с родимыми пятнами, ни порочных, ни больных, ни кривых, ни гнилозубых, ни прокажённых, чья плоть выброшена, ни с другими пороками, которые служат отметинами Анхра-Манью, наложенными на смертных…»

Интересно, как практически осуществлялась селекция?

Конечно, читая Авесту можно предположить, что авестийский миф о Йиме – это арийский вариант легенды о спасении человечества во время вселенской катастрофы, где вместо потопа говорится о лютом холоде, во время которого погибло все живое за исключением людей и животных, собранных за круглыми стенами волшебного Вара царя Йимы. Оказывается, скорость течения времени за стеной Вара было значительно меньше, чем снаружи. «И одним днем казался год». (с) Однако интересно не столько содержание легенды, сколько второстепенные бытовые детали, свидетельствующие о сходстве реальных жителей Аркаима с мифическими поданными царя Йимы.

Ходить туристам по территории заповедника без экскурсовода категорически запрещено. Заметив группу «дикарей» возле городища, экскурсовод даже вызвала по телефону милицейский УАЗик. В остальном экскурсия получилась интересной и познавательной, хотя сами экскурсоводы, по их признанию, немного обижаются на фанатиков, которых интересует не реальная история, а всевозможные сказки, связанные с Аркаимом. Во время лекции такие слушатели обычно быстро теряют к ней интерес, начинают скучать и разбредаются по го
4000
родищу в поисках «энергетических столбов».

Я тоже мистик и лично знаю множество фактов, подтверждающих мистическое мировоззрение. Но разве можно заслоняться выдумкой от реальности? Фанатик запрягает телегу впереди лошади. Его паранояльная идея настолько важна, что все неподходящие факты фанатиком попросту игнорируются. Но со временем этих фактов накапливается так много, что человек из исследователя превращается в маньяка, вынужденного жить с «широко закрытыми глазами». А смысл? Дополнительно вызывает неприязнь тот факт, что фанатизм редко возникает сам по себе. Чаще он является следствием хронического житейского неблагополучия или болезни. Поэтому становление фанатизма в моем представлении прочно связано с неблагополучием, подобно тому, как тараканы разводятся от грязи.

Мистиков в Аркаиме превеликое множество. Многие приезжают группами. То и дело, даже по ночам, до вашего слуха доносятся ритуальные гимны и речевки. Некоторые мудрецы камлают у костра с шаманскими бубнами и хомузами. Это очень красиво. Другие читают бесплатные лекции на тему «узнайте, каким я вижу наш мир». Почему его взгляд на мир правильнее любого чужого ни один учитель не объяснит. Однако, самозванцам подчас удается собрать вокруг себя толпы народа, в основном обездоленных и больных, мечтающих стать здоровыми и богатыми. А в книгах такие учителя иногда пишут уже совсем ужасные вещи, граничащие с фашизмом.

Не буду уточнять фамилию автора, но когда меня всерьез наставляют, что войны и революции организуют «темные твари», отличительными признаками которых служат, например, дефекты телосложения, и задачей человечества является избавление от темных тварей, то поневоле хочется уточнить: каким образом? Сжигать инакомыслящих и уродцев на костре, как в средневековье? К счастью, мистики-экстремисты редко получают реальную возможность повлиять на историю. Экстремистам невдомек, что они и являются теми «темными тварями» от которых мудрая природа сама нас вовремя избавляет. Но если защитный механизм не срабатывает, происходят ужасные вещи. Например, одним из самых везучих мистиков-экстремистов был Адольф Гитлер.

С точки зрения энергетики на меня наиболее сильное впечатление произвела Гора Разума. На горе разбросано множество камней, в основном базальт. Его ровные грани создают обманчивое впечатление рукотворности. Хотя, быть может, часть камней действительно использовалась древними людьми. Ведь недаром Гора Разума окружена проволокой, и подъем на нее якобы запрещен, хотя кому посреди дикой степи что-нибудь всерьез запретишь? На вершине Горы Разума дуют вольные ветры. Лежать на горе очень комфортно — земля как будто вибрирует под твоим телом. Я случайно нашел на этой горе «камень силы», который, если сжать его в левом кулаке, почему-то создает очень приятное ощущение в голове. С другими камнями так не получается – проверял.

Должен признать, что фанатизм типичных аркаимских паломников имеет и положительную сторону. В лагере очень чисто. Никто не сорит, не хулиганит, не пьянствует. К природе относятся, как естественному прекрасному храму, и это очень радует.

Утро следующего дня я встретил на Горе Любви. Это самая высокая сопка из всех, которые окружали наш лагерь. До середины Горы Любви опоясывает прекрасная березовая роща. Наверное, там по ночам прятались влюбленные парочки, отчего и возникло само название. А вершина Горы Любви представляет собой классическую «лысую гору», удобную для шабаша.

Днем были новые экскурсии по интересным местам. Помимо самого Аркаима всем обязательно рекомендую посетить музей, и «историческую деревню». В «исторической деревне» воссозданы жилища и могильники всех древних жителей здешних мест, от угро-финов до скифов. Отдельно располагается казачья усадьба 19 века. Но нам больше всего понравилось жилище каменного века. После холодной ночи в палатке, оно показалось нам вершиной комфорта. Костер можно разводить, не выходя на улицу! Красиво жить не запретишь…

Вопреки еще одному заблуждению, колесо изобрели задолго до эпохи синташтинской культуры. Первые изображения колесниц со сплошными колесами появились еще в третьем тысячелетии до новой эры, в Междуречье. Позднее там же начали применять колеса со спицами. Однако, судя по всему, именно древние Арии из южноуральской Страны Городов придумали запрягать в свои колесницы пару коней и усовершенствовали их до такой степени, что колесницы превратились в сверх-оружие, способное сокрушить любого врага. Жители Междуречья до встречи с Ариями в основном использовали более медлительных животных – огров и быков.

Скифский курган «Темир» находится в самом конце маршрута «исторической деревни». Это точная реконструкция какого-то могильника, обнаруженного неподалеку. Оказывается, курганы изначально делали ступенчатыми, как вавилонские зиккураты и первые египетские пирамиды. Наверное, такие могильники и являлись той библейской «лестницей в небо», которую видел во сне Иаков. Когда наша группа оказалась внутри кургана, внезапно погас электрический свет. Забавное совпадение. Как будто туристы стали участниками фантастического фильма «Мумия».

Дополнительно интересно отметить, что экскурсоводы в Аркаиме подозрительно часто бывают ярко рыжими женщинами, хоть русские, хоть татарки. Гены их, что ли, туда притягивают?

Неподалеку от городища Аркаим есть еще одна достопримечательность – бывший колхоз-миллионер, в котором традиционно разводят породистых, скаковых лошадей. Местные пастухи обычно гарцуют неподалеку от лагеря, предлагая всем прокатиться. Само собой, я испытал лично этих прекрасных, степных коней и оказался в полном восторге. По чувствительности к малейшим нюансам управления и по скорости перемещения эти кони подобны дорогим иномаркам, если сравнить их с машинами. Никто из коней даже не вспотел, проскакав по степи галопом со стокилограммовым дяденькой на спине! Пока бодрые лошади развлекались с туристами, их владельцы прямо на земле пили водку, купленную на честно заработанные деньги, а потом садились в седло и стремительно уносились прочь как ковбои.

Не хватает слов, чтобы выразить, как приятно провести несколько дней в Аркаиме! Я не склонен к экзальтации своих чувств, но с удовольствием свидетельствую: энергетика этого места уникальна. Ее может ощутить человек, далекий от мистики. Даже сейчас хочется когда-нибудь вернутся на эту удивительную землю, откуда четыре тысячи лет назад древние племена, говорящие на «дэванагари» — языке богов, собрав могучую армию и безжалостно предав огню все старые города, отважно двинулись на юг, вслед за своей великой судьбой.