В Москве прошла конференция по йоге

За три дня конференции накопилась масса впечатлений. Вообще ощущение было такое, что повторяется библейская история: разные народы собрались вместе, чтобы построить башню до неба. Но всевышний смешал языки, и теперь народы пытаются снова договориться между собой. Действительно, каждый учитель и его ученики обладают своими особенностями, это результат своеобразия практики, которую дает учитель.За три дня конференции накопилась масса впечатлений. Вообще ощущение было такое, что повторяется библейская история: разные народы собрались вместе, чтобы построить башню до неба. Но всевышний смешал языки, и теперь народы пытаются снова договориться между собой. Действительно, каждый учитель и его ученики обладают своими особенностями, это результат своеобразия практики, которую дает учитель.

Американский преподаватель Дэвид Лайф (основатель Дживанмукти-йоги, стиля, который он создал вместе с Шэрон Гэннон) как-то сказал: «Нормальный человек живет неосознанно, он часто теряет путеводную нить своей жизни и оказывается в обстоятельствах, которых хотел бы избежать. Но мы не нормальные люди».

Когда-то человек жил в согласии с природой. Как сейчас у диких животных, у людей тогда не было стольких болезней, которые происходят от сидячего образа жизни, плохого питания и пассивных развлечений. К прошлому возврата нет, но человек может вернуться к прежней гармонии, если будет подходить к своей жизни осознанно. Йоги культивируют особое отношение к жизни, идеалы которого: свобода, непричинение вреда себе и другим существам и планете в целом. Поэтому йог – его тело, ум и эмоции – результат культивации, а йоги разных направлений – как разные породы собак (извините за сравнение бывшей собачницы). Дело в том, что каждый человек нуждается в своей практике. Слабый здоровьем будет укреплять тело, нестабильный эмоционально будет осваивать пранаяму, человек эгоистичный более всего нуждается в практике бескорыстного поклонения учителю или божеству. Разные народы йогов даже выглядят по-разному.

Аштанга-виньяса

Это динамический стиль хатха-йоги (то есть ориентированной на работу с телом). Позы связаны одна с другой, переход часто происходит с помощью прыжка. Аштангу создал Патабхи Джойс, учитель из Индии, на основе классической йоги. В Россию этот стиль пришел с Украины, где живет его главный адепт Андрей Сидерский. Чистая Аштанга-виньяса на конференции была представлена Михаилом Константиновым, главой московского центра Аштанги и редактором журнала «Йога». Аштанга породила много новых направлений. К ним относится Дживамукти-йога, а также представленные Эдрианом Коксом Агни-йога и Кэт-йога. Кроме того, Эдриан Кокс провел занятие, посвященное разным видам энергии – праны. У каждого подвида свои функции. В условиях холодного климата стоит развивать вьяну, прану, направленную наружу, она согреет и самого йога, и людей вокруг. Этот вид праны можно активизировать с помощью прогибов, которые в основном и входят в загадочную Кэт-йогу («кошачью йогу»).

Кстати, сам Сидерский на конференции представлял свой авторский метод «Йога 23», который довольно далеко ушел от Аштанги. Другой украинский учитель, Анатолий Зенченко, представил свой метод, Ишвара-йогу. Анатолий – чемпион мира по йога-спорту, и главный акцент его подхода – возможность выполнять позы без напряжения.

Аштангисты как народ – самые свободолюбивые. В их школе нет иерархии, нет четкого центра, поэтому они – партизаны йоги, каждый сам по себе и сам за себя. Любят украшать себя татуировками, серьгами и другой ювелирной продукцией. Символически-духовного предназначения, само собой. Заметила у одного преподавателя Аштанги серебряный браслет в виде кобры. У Анатолия Зенченко их было целых два – наверное, это означает более высокий статус или украинское происхождение.

Йога Айенгара

Это статическая хатха-йога, впрочем, в ней встречаются элементы динамики. Основатель – Б.К.С.Айенгар, который не только самым подробным образом изучил строение и работу человеческого тела, но и создал жесткую структуру, которая позволяет ему контролировать обучение учеников и преподавателей по всему миру. Величие фигуры Айенгара таково, что даже преподаватели со стажем практики в десятки лет не торопятся отделиться и придумать свое направление, а считают за честь быть представителями этой школы.

На конференции йогу Айенгара представляли российские учителя Елена Ульмасбаева, Сергей Михайлов, Мария Шифферс, Константин Ковалев.

К сожалению, организаторы не предоставили материалов, необходимых для занятий йогой Айенгара, поэтому некоторые интересные аспекты этого учения остались за кадром. Известно, что один из главных козырей школы Айенгара – тщательное выстраивание позы, а так как наши тела далеки от совершенства, иногда для этого требуются особые материалы: деревянные кирпичи, ремешки, одеяла. Например, некоторые люди не могут выполнить даже простую классическую асану – лежа вытянуть одну ногу вверх, выпрямить ее и захватить большой палец ноги. У них есть два варианта: не делать ее совсем (это грустно, потому что нет лучшего способа увеличить подвижность тазобедренных суставов) или делать, сгибая ногу (немного лучше, но не совсем то). На занятиях йогой Айенгара ученику дадут ремешок, который он возьмет в руку и набросит на стопу. Асана выполнена!

Если говорить о народе Айенгара, то это люди с крепкими, гармоничными телами. На занятии другой йогой услышала, как ассистент, проходя по залу и поправляя учеников, сказал девушке–преподавателю школы Айенгара: «Ну вы, айенгарцы, прожженные! Издалека видно, что поправить нечего». Кроме того, последователи Айенгара – это люди разумные и рассудительные, не склонные к анархии. Это золотые качества, но иногда хочется уйти в отрыв.

Аштанга или Айенгар?

Виталий Литвинов, сочетающий практику Аштанга-виньясы и йоги Айенгара, провел сравнение двух школ: «В виньясе смысл происходящего в сочетании поз и дыхания. Позы выполняются коротко, всего пять вдохов-выдохов, их много – один комплекс занимает пару часов. Подробности выполнения поз обсуждаются редко. Если преподаватель Аштанги посетил пару занятий по методу Айенгара, он среди аштангистов как бог. Скажет: «В Триконасане втяните коленные чашечки», – и все в восторге: «Как это работает, как помогает!»

Но для аштангиста в йоге Айенгара нет самой йоги, нет привычного состояния, которое происходит от непрерывной динамической практики с дыханием Уджаи, бандхами (энергетическими замками) и концентрацией внимания в одной точке».

Из разговоров в перерыве

«Оказалось, в Аштанге очень коротко делают перевернутые позы и почти нет Шавасаны (отдыха в конце класса), это какая-то несбалансированная практика. После занятия состояние бодрое, но нервное, я вчера вечером с мужем цапнулась».

«Ходила на раскрытие таза по методу Айенгара. Интересно, но сухо. Говорят, если бы были материалы, мы бы сделали то, се…»

«Часто бываю в Нью-Йорке, захожу в студию, позаниматься йогой Айенгара, общаюсь с людьми. Там тетушки за сорок и у всех одна картина – ходили на Аштангу, здоровье не выдержало, перешли в школу Айенгара».

Кундалини-йога

Этот вид йоги в Индии представлен множеством школ. Техника подъема Кундалини так или иначе задействована в любой йоге, даже если называется как-то по-другому.

Обычный человек живет в клетке собственного Я, ему кажется, что он существует отдельно от других, поэтому он может унизить соседа, чтобы возвыситься самому, или желать что-то, принадлежащее другому, думая, что если он возьмет эту вещь, его жизнь станет лучше. Просветленный йогин понимает, что Вселенная – один живой организм и, если кто-то рядом пострадал, то пострадали все вокруг. Процесс превращения обычного человека в просветленного в индийской традиции описывается в образах, в которых закодировано течение энергии.

В основании позвоночника спит змея-Кундалини. Если человек настроен на духовный поиск, выполняет практики, или просто оказался в ситуации, настолько сложной, что активизировались глубинные резервы организма, змея начинает просыпаться. Она поднимается по позвоночнику и доходит до самого верха. Когда цель достигнута, человек становится реализованным мастером, просветленным. Некоторые в этот момент решают покинуть материальный мир, некоторые – остаться. Но, если тело не готово, змея будет встречать преграды на своем пути. А так как в этой змее сила и мощь исконной энергии, она начинает пробивать себе дорогу. Для того, в чьем теле происходит эта битва, она может обернуться проблемами с психикой и физическим здоровьем. Поэтому на занятиях Кундалини-йогой, которые вели Сергей Литау и Елена Гриневская, ученики готовили свое тело с помощью энергетических упражнений, которые напоминали асаны, но обладали своей, особой динамикой.

Если говорить о том, каковы кундалини-йоги, то можно с уверенностью сказать, что это люди, сбросившие ограничения, позитивные, энергичные. Для последователей этого направления главный цвет – белый. На конференции довелось увидеть причудливое сочетание белых одежд и черного кожаного ошейника.

Йога-нидра

«Нидра» означает сон. Человек, практикующий эту йогу, кажется спящим. Как занятие йогой заканчивается позой мертвеца, Шавасаной, так конференция заканчивалась классом Йога-нидры, который вел Виктор Бойко. После трех дней активных практик ученики с удовольствием попадали на коврики и приготовились лежать.

Виктор – известный и опытный йог и преподаватель, Йога-нидра – только одна из техник, которые он использует. Он привнес в нее свои разработки, поэтому все-таки нам пришлось встать и делать позы стоя – правда, пассивно, перемежая их отдыхом в Шавасане. Затем все окончательно улеглись и стали по очереди направлять внимание в разные части тела. Когда наш внутренний взгляд фокусируется на определенной точке, энергия движется туда же, поэтому в процессе упражнения мы активизировали энергетическое тело, подробно его проработали.

«Во время выполнения Йога-нидры может произойти что угодно, – рассказывал Виктор, –вплоть до отделения от физического тела. Однако, – подчеркнул он, – нужны благоприятные условия. Все-таки «Крокус-Экспо» – выставочный комплекс: здесь люди лежат в тишине, а за стеной стучат молотки и монтируется экспозиция. Тем не менее ученикам удалось расслабиться, а некоторым даже уснуть.

Народ Йога-нидры – это все люди, которые нуждаются в глубоком отдыхе и могут посвятить этому минимум полчаса.

Каков чистый остаток? Тело болит от непривычной нагрузки, ум все еще чуть-чуть в Йога-нидре, в голове крутится мантра «Кундалини, мата-шакти» (Кундалини, мать-энергия).

Если говорить, что было самым близким к тому, что считается целью йоги и называется самадхи (объединение души и ума, оно происходит, когда ум останавливается, перестает думать)… Наверное, это класс Шэрон Гэннон и Дэвида Лайфа, посвященный работе с чакрами, энергетическими центрами. В ходе занятия Шэрон сказала: «В конце класса, в Шавасане вы совершите кевала-кумбхаку (непроизвольную задержку дыхания) и войдете в состояние самадхи, может быть, ненадолго». Аштангист на соседнем коврике скептически сжал губы. Я подумала: «Да, обещание серьезное. Получится ли исполнить?» В течение класса мы пели мантры, не выходя из сложных поз типа мостика, посылали благословения любимым людям и прорабатывали энергетические центры. Как это часто бывает в Дживамукти-йоге, играла музыка, мы согласовывали дыхание с ее ритмом. В Шавасане мелодия стала ритмичной, громкой и вдруг резко прекратилась. Мы настолько привыкли дышать в ритм музыки, что дыхание остановилось! Вместе с ним остановились мысли…

Сколько это длилось, сказать трудно, но нужно признать, Шэрон и Дэвид, как говорится, «ответили за базар». Под их руководством сто человек остановили движение сознания, а это чего-то стоит.

Может быть, смысл библейской истории о Вавилонской башне не в том, что нельзя добраться до неба, а в том, что нужно преодолеть все преграды, которые встанут на пути строителей? Снова найти общий язык, или вспомнить тот, старый?

Источник:
Юлия Макарова
Частный Корреспондент