Поиски Шамбалы продолжаются

Большинство тибетцев продолжает верить в реальность Шамбалы – священной страны буддизма, сведения о которой содержатся в санскритских, тибетских и монгольских текстах. Данные научной картины мира вторгаются в мировоззрение тибетцев, но все равно подвергаются критике со стороны тибетских буддийских ученых.В настоящее время легенда о Шамбале продолжает оставаться важным элементом картины мира тибетцев, чего нельзя сказать в отношении культуры монгольских народов России (калмыков и бурятов) и жителей Монгольской народной республики, в гораздо большей степени подвергшихся влиянию западной цивилизации. Об этом на 18-м заседании клуба «Гость ученый» в ИА «Росбалт» рассказал Андрей Стрелков – тибетолог, кандидат исторических наук, докторант СПбФ ИВ РАН.

По его словам, большинство тибетцев продолжает верить в реальность Шамбалы – священной страны буддизма, сведения о которой содержатся в санскритских, тибетских и монгольских текстах. Данные научной картины мира вторгаются в мировоззрение тибетцев, но все равно подвергаются критике со стороны тибетских буддийских ученых. Более того – западной науке, не находящей Шамбале места в своей картине мира, наоборот вменяется в задачу и заслугу найти загадочную страну, не обнаружимую старыми средствами.

«Часть тибетцев по-прежнему помещает Шамбалу в ближнем азиатском регионе: в Тибете, в горах Куньлуня, в местах, граничащих с Монголией и Восточным Туркестаном, но большинство сейчас полагает, что эта страна находится в Сибири или другой части России. Некоторые из тибетцев размещают Шамбалу в Арктике, в том числе и на Северном полюсе, а часть из них – даже на других планетах», — говорит Андрей Стрелков.

Путешественник сообщил также участникам встречи, что «описание пути в Шамбалу наиболее подробно представлено в работе Панчен-ламы VI Лобсан Балдан Ешея «Источник десяти миллионов чудес». Традиция полагает, что попасть в Шамбалу наяву, в своем физическом теле способен только буддийский йогин высокого уровня реализации. Путь в Шамбалу состоит из подготовки и собственно пути. Подготовка в свою очередь состоит из двух частей: совершения длительных йогических практик и поклонения святым местам. На пути в священную страну йогина подстерегают многочисленные трудности и смертельные опасности, которые он преодолевает, главным образом, с помощью тантрийских практик и ритуалов, подчиняя ими сверхъестественных существ, а также благодаря чудесным силам, которые йогин обретает, вкусив жертвенную пищу, приготовленную им из очищенных в ритуалах чудодейственных растений и плодов, или мяса дичи, убитой магическим восьминогим львом. Полагается, также, что для тех, кто практикует Калачакру, возможно посещение Шамбалы в состоянии йогического транса или во сне. Калачкара (санскр. «Колесо времени») — самая поздняя из буддийских тантр, появившаяся в Индии в начале XI в. н.э. В этом учении появляются первые буддийские представления о Шамбале».

По словам Стрелкова, большинство тибетцев по-прежнему верит, что Панчен-лама переродится царем Шамбалы Ригданом XXV Драгбо Хорложаном, который проведёт победоносную Шамбалинскую войну. Ряд высоких лам полагают стать офицерами его войска в этой очистительной битве. Те, кто получают посвящение Калачакры, согласно традиционным тибетским представлениям в будущем должны родиться в Шамбале, и стать солдатами ее войска в период эсхатологической битвы. Тибетцы не рассматривают Шамбалу как существовавшую некогда и ныне исчезнувшую страну, поскольку такая точка зрения перечёркивает пророчество о грядущей Шамбалинской битве.

«Легенда о Шамбале, родившись в Индии тысячу лет назад перешагнула границы многих стран и культур. Она прошла длительный путь эволюции, вобрав в себя мифологические представления индийцев, тибетцев и народов монгольского мира, отражая при этом и соответствующие исторические реалии. На протяжении почти тысячи лет эта легенда остаётся одной из самых популярных в Центральной Азии», — сказал Андрей Стрелков.

Источник:
Росбалт