К бабе на кулички

В последнее время все больше звезд эстрады, политиков и просто любителей экзотики уезжают в Индию. Там они “находят смысл жизни” и “гармонию с миром”. Туры за счастьем совсем не похожи на привычный отдых: подъем в четыре утра, алкоголя нет, мясо и рыба запрещены, заниматься сексом нельзя… Выдержать такое не всем под силу. Но многие побывавшие в ашрамах говорят, что хотят поселиться там навсегда.

В последнее время все больше звезд эстрады, политиков и просто любителей экзотики уезжают в Индию. Там они “находят смысл жизни” и “гармонию с миром”. Туры за счастьем совсем не похожи на привычный отдых: подъем в четыре утра, алкоголя нет, мясо и рыба запрещены, заниматься сексом нельзя… Выдержать такое не всем под силу. Но многие побывавшие в ашрамах говорят, что хотят поселиться там навсегда.

Слово “ашрам” переводится как “место, где нет боли”. На практике это выглядит так: храм, вокруг него жилая зона, где останавливаются последователи Учителя, основавшего ашрам. Избавление “от страданий повседневной жизни” заключается в ежедневном чтении молитв, медитации, а также в работе на огороде или на кухне. Самые известные места, “где нет боли”, — Ашрам Сатья Саи Бабы в Путтапарти, Ашрам Шри Ауробиндо в Пондичери, Ауровиль, Ашрам Ошо Раджниша в Пуне.

Вот, например, Саи Баба — он скромно называет себя “воплощением Бога в человеческой форме”. А где полубог, там и “звезды”.

— Мы отправляли к Саи Бабе Бориса Гребенщикова, президента одной из стран СНГ, советника Президента России, — рассказывает Юрий, директор турагентства, которое “работает” с ашрамами. — А в последний раз, когда мы там были, встретили, не поверите, Ростроповича! В столовой однажды мы столкнулись со Стивеном Сигалом…

Едут в ашрамы люди не бедные — ведь самое дешевое путешествие “за светом” обходится в $600—1000.

Туалет индийского типа

В некоторых ашрамах общежития или гостиничные комплексы могут оказаться довольно комфортными, в других — это абсолютно голые пустые кельи. Вам выдадут в лучшем случае кровать или матрас, а постельное белье, подушки и москитную сетку придется купить самим. Туалеты и душ — прямо на улице (в путеводителях пишут “индийского типа”). Горячей воды почти никогда нет.

— Кормят всех страждущих здесь только вегетарианской пищей, — продолжает Юрий. — Одеваться по-европейски нельзя — только национальная индийская одежда для женщин и длинные брюки и рубахи для мужчин. Все молитвы проходят на хинди, но рядом есть переводчик.

Туристов-паломников в ашрам Бабы привлекают рассказы о его чудесах.

— Он делает круговое движение рукой, и на ладони появляется драгоценный камень в оправе, четки, вещь из золота или старое распятие! — восторженно рассказывают почитатели гуру. — Один парень приехал к Сатье с письмом, которое хотел передать Учителю. В первый день передает записку, а Мастер не берет. Во второй раз повторяется то же самое, в третий раз — Баба берет письмо и швыряет тому в лицо. Приятели спрашивают у друга: “Что ты там написал?” Тот отвечает: “О том, что дочка болеет”. Они не поверили, открыли письмо, а там… ответ Сатьи!

Жизнь в кастрюльке

У 35-летнего Михаила 12 лет назад произошла личная драма: жена, которую Миша боготворил, сказала, что любит другого. С тех пор молодой мужчина искал утешения в религии. Узнал о Сатье. И, услышав о “фокусах” индийского гуру, решил его разоблачить.

— Но как только я увидел Сатью, меня обдало такой волной блаженства и любви, что я расплакался как ребенок, засунув в рот платок. Целую неделю я плакал от счастья! Потом у меня появилось ощущение, что я стою на крыше небоскреба. На третью неделю наступил покой, все, что было раньше, казалось таким смешным и ничтожным, будто я жил в кастрюльке.

— Кстати, многие наши “продвинутые” и просвещенные люди не получили интервью у Сатьи, — утверждает мой собеседник. — Гребенщиков удостоился аудиенции только в шестой свой приезд.

— Что же такого делает этот Саи Баба?

— В том-то и дело, что ничего! Но люди здесь бросают курить, перестают кидать бумажки мимо урны, сквернословить. Я возил свою маму в ашрам. Мама, приехав оттуда, влюбилась, а ей уже 70 лет!

“Похоже на хиппи, но без секса”

Игорю почти сорок, но выглядит он гораздо моложе своих лет. Обожает активный отдых — сплавы на байдарках, походы, экспедиции. И вот Игорь отправился в ашрам.

— Он был похож на обычный крымский пансионат средней руки — даже белье, посуду, кипятильник, дистиллированную воду нужно покупать самим. Сари стоит от 600 рупий ($1—43 рупии), шлепанцы — 50, кокос — 6. Перед поездкой лучше сделать прививки, потому что кожа на ногах быстро трескается от влажного климата и можно подцепить любую заразу. В ашраме есть врач, но лекарств там никаких.

“Не переживайте, ибо все, что происходит в ашраме, — воля Господа. Наиболее частые проблемы — расстройства желудка. Выходить из голодания можно на соке кокосовых орехов. Температура, головная боль, сыпь могут иногда сопровождать чистку”, — на голубом глазу пишут в инструкции для туристов.

— Плохо, что, согласно правилам, нельзя было пользоваться мобильным, так что даже если вы подключили роуминг у оператора мирового уровня МТС, воспользоваться им вы не сможете, хотя в Индии эта связь прекрасно работает. Слушать плеер, смотреть ТВ тоже нельзя. Но это еще что! Мой друг был в Ауровиле, там кругом — строгие служители, которые показывают, куда идти. Шаг влево, шаг вправо — наказание. Ашрам даже был огражден забором с колючей проволокой.

С нами провели инструктаж, и мы поняли, что халявы не будет — шуметь нельзя, надо работать. А самое сложное — вставать в четыре утра.
— Зачем так рано?

— Чтобы привести себя в порядок и занять место поближе к Учителю. Потом мы читаем молитвы — кто не знает слов, может молчать. Потом надо идти на даршан — когда гуру появляется перед преданными, что расценивается как благословение. Потом снова молитва в храме, общение с гуру в виде вопроса-ответа и снова молитва. И так до 18.00. Свободное время мы проводили на пляже или в своей комнатке. Пляжи для ашрамцев такие же грязные, как и городские. Да и море все загажено. В общем, купаться там я не рисковал.
— Что же так привлекает туристов?

— Там атмосфера всеобщей любви, что-то похожее на хиппи, но без секса и наркотиков. Многих просто колбасит, как на концерте любимой группы. Люди ходят и не могут понять, почему им так хорошо. Может, потому, что ты целый месяц только и делаешь, что медитируешь. Когда я вернулся домой, не спал несколько суток — ходил в гости, по клубам, и из меня просто выпирала энергия!

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

— Какие люди едут в подобные поездки?

— Таким людям, как Михаил, свойственно считать себя особенными, они хотят отличаться от других, — рассказывает психолог Надежда Юргина. — В то же время они испытывают затруднения в общении, потому что очень оторваны от реальности. Личности, которым важно, чтобы кто-то признал их индивидуальность, не знают, как это получить, ведь с ними никто не дружит. Вот они и идут туда, где подтвердят их “особенность”. Этим людям нужна помощь психолога. Иначе они начинают верить в свое высшее предназначение и еще дальше уходить от реальности…

Второй случай. Игорь — явный искатель приключений. Эти все обойдут, все попробуют, но нигде не задержатся надолго. Для них пребывание в ашрамах — еще одно приключение, которое никак на них не подействует.

Третья категория посетителей ашрамов — богатые и знаменитые. Эти чаще всего переживают возрастной кризис. Обычно он начинается ближе к сорока…
— Вредно ли посещение подобных мест детям?

— Безусловно. Во-первых, там плохие условия для жизни, еда экзотическая, и ребенок может ее не усвоить, к тому же кто его знает, что за травки туда подмешивают, если там все в состоянии транса постоянно. К тому же, пока у ребенка не сформировалось свое мировоззрение, отношение к религии, его нельзя возить в такие места, иначе его личность будет развиваться неправильно, он будет считать, что поведение в ашраме — норма, и у него в головке будет каша.

Что касается самих ашрамов и “фокусов”, которые там происходят, думаю, что с помощью дыхательных методик людей просто вводят в транс. Явный перегиб доброжелательности, повальное равенство и братство очень характерно для сект. А групповые тренинги и установка, что у тебя есть миссия, которую ты должен донести до других, только усиливают это впечатление.

Источник:

Марина ВЕЛИКАНОВА
Московский Комсомолец

от 01.10.2005

.