О проблеме реинкарнации, кармы и судьбы

В этом исследовании (сокращенный вариант) показаны имеющиеся взаимосвязи между эзотерическими понятиями «душа», «реинкарнация» и «карма» и их эквивалентными понятиями и явлениями, уже известными традиционной науке. Самым главным вопросом в теории так называемой «реинкарнации», то есть посмертного воплощения души в новое физическое тело, есть вопрос о том, что же из индивидуальной личности человека сохраняется после его физической смерти.В этом исследовании (сокращенный вариант) показаны имеющиеся взаимосвязи между эзотерическими понятиями «душа», «реинкарнация» и «карма» и их эквивалентными понятиями и явлениями, уже известными традиционной науке.

Проблема реинкарнации

Самым главным вопросом в теории так называемой «реинкарнации», то есть посмертного воплощения души в новое физическое тело, есть вопрос о том, что же из индивидуальной личности человека сохраняется после его физической смерти.

Обычно противники теории реинкарнации приводят следующие основные доводы, которые эту теорию, по их мнению, опровергают:
– человек ничего не помнит из своих прошлых воплощений;
–человек не ощущает себя никакой другой личностью, кроме той, какой является в данный момент;
– неясно, где пребывает душа в промежутках между реинкарнациями;
– следовательно, при рождении ничего из гипотетической «прежней» личности не передается, и «новая» личность возникает заново.

Эти доводы представляются логически обоснованными прежде всего потому, что человек, как правило, действительно не может ни вспомнить о своих предыдущих воплощениях, ни тем более ощутить себя другой личностью (исключением являются особые состояния сознания, в том числе при некоторых психических заболеваниях). Но американский психиатр Иэн Стивенсон получил доказательства реинкарнации, с памятью о прошлых воплощениях не связанные. У части 210 исследованных им человек, помнивших свои прошлые жизни, он обнаружил врожденные особенности кожи и/или скелета, то есть признаки анатомические, не зависящие от памяти, но имевшие четкое соответствие с прижизненными повреждениями тела прежнего человека, с которыми отождествлял себя его подопечный.

Современная официальная (академическая) наука требует воспроизводимости феномена в эксперименте для признания его реальности. Для доказательства реинкарнации это невозможно, но именно массовость наблюдений Стивенсона вполне компенсирует невозможность экспериментирования. Эта работа не оставляет серьезного сомнения в научной достоверности реинкарнации как природного феномена и заставляет (а не только позволяет) признать его физически достоверным научным фактом. Для обсуждения проблем, связанных с реальностью реинкарнации, нет строгой необходимости ее объяснения. Достаточно признания достоверности этого феномена. Но для полноты освещения этих проблем необходимо рассмотреть природу реинкарнации, ее естественные механизмы. И прежде всего нужно уяснить, что же такое человеческая личность и сознание.

Личность и сознание

Существует бесчисленное число точек зрения относительно природы сознания – от позиций тех, кто утверждает, что источник сознания человека находится вне его (им является высшее «Я»), до взглядов, в соответствии с которыми сознание может быть объяснено стандартными методами нейрофизиологии и психологии. Естествоиспытатели находятся на такой позиции, согласно которой сознание человека является неотъемлемой частью его телесной экзистенции (И. П. Павлов). Крупнейшие специалисты по нейрофизиологии, лауреаты Нобелевской премии Дэвид Хьюбел и Торстен Визел признавали, что для того чтобы можно было утверждать связь мозга и сознания, нужно понять, что считывает и декодирует информацию, которая приходит от органов чувств. Ученые признали, что это сделать невозможно.

Факт, что сознание существует независимо от мозга, подтверждают и исследования, проведенные недавно голландскими физиологами под руководством Пима ван Ломмеля. Результаты широкомасштабного эксперимента были опубликованы в авторитетном биологическом английском журнале «The Lancet». «Сознание существует даже после того, как мозг перестал функционировать. Иными словами, сознание «живет» само по себе, абсолютно самостоятельно. Что же касается головного мозга, то это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой другой, выполняющий строго определенные функции. Очень может быть, мыслящей материи, даже в принципе, не существует, заявил руководитель исследования знаменитый ученый Пим ван Ломмель».

Крупнейший современный нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по медицине Дж. Экклз развил мысль о том, что на основе анализа деятельности мозга невозможно выяснить происхождение психических явлений, и этот факт легко может быть истолкован в том смысле, что психика вообще не является функцией мозга. По мнению Экклза, ни физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое абсолютно чуждо всем материальным процессам во Вселенной.

Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, – это совершенно самостоятельные независимые миры, которые лишь взаимодействуют и в какой-то мере влияют друг на друга. Со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека». В ней авторы прямо заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет нечто, находящееся за пределами его тела».

Самосознание – это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности, которое является продуктом индивидуального развития (у ребенка его основы закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет). Человек, обладающий самосознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое «я» от внешних вещей, а свойства вещей – от них самих. В психологии выделяют: подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание, и собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Согласно теории известного психолога Юнга, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде так называемых архетипов. Это некие общие формы мысленных представлений, включающие в себя значительный элемент эмоциональности и даже перцептивные образы. Архетипы, согласно Юнгу, представляют формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.

Юнг провел четкую дифференциацию между «индивидуальным» и «коллективным» бессознательным. «Индивидуальное бессознательное» (или, как Юнг его еще называет, «личное, персональное бессознательное») отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Одно из центральных понятий юнговской «аналитической психологии», «коллективное бессознательное», представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование.

Именно «коллективное бессознательное» является тем резервуаром, где сконцентрированы все «архетипы». Все другие известные теории, объясняющие сущность и структуру человеческой личности, в основном сходны с вышеописанными, и выделяют в личности осознаваемое «я», и неосознаваемую ее часть. Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного.

Теперь попробуем выдвинуть следующую гипотезу. По аналогии с тем, как бессознательное является частью человеческой психики, можно предположить, что «душа» в эзотерическом понимании этого слова является областью бессознательного, как составной части личности. Другими словами, как осознаваемое человеком «Я» представляет собой носитель сознания, так и «душа» – это то неосознаваемое бессознательное, которое и сохраняется после физической смерти, передаваясь в процессе реинкарнации при следующем воплощении. После зачатия человека, то есть с момента, когда начинается развитие его физического тела, он становится носителем души, полученной им в результате реинкарнации от ранее умершего субъекта.

В этот момент человек, в силу неразвитости мозга, еще не является личностью в полном смысле этого слова, поскольку он еще не обладает той частью личности, которую называют сознанием. На этом этапе своего существования человек еще не отделяет «я» от «не я», а его душа получает способность в полном объеме взаимодействовать с физическим миром только после того, как мозг достигнет определенного развития, и с такого момента, получив способность отделять «я» от «не я», человек и начинает себя осознавать как личность. Собственно говоря, индивидуальная личность – это совокупность наработанных в течение жизни и осознаваемых способов взаимодействия между душой и внешним миром (рефлексов, привычек, комплексов), реализуемых через «посредников» в виде мозга и тела, поэтому после смерти физического тела индивидуальная личность неизбежно прекращает существование в том виде, к которому мы привыкли в течение жизни.

Та часть психики, в которую не входят ни память, ни сознание, ни самосознание – это и есть «бессознательное», доступ сознания к которому в обычном состоянии закрыт. Поэтому человек, осознавая себя как личность, воспринимает при этом осознании не всю свою психику в целом, а ту ее «прижизненную» часть, которая называется «эго», то есть индивидуальное сознание, включающее в том числе абстрактное (вербальное) мышление и память о прошлых событиях. В медицине известны случаи потери человеком памяти, но такой человек не теряет своего «я», он продолжает обладать «своим» сознанием. Если вы потеряете память, то ваше самосознание собственного «я» не исчезнет, просто вы забудете ваше прошлое. Вы как бы начнёте жизнь с «чистого листа», не потеряв при этом свою индивидуальность, при этом человек не перестает себя идентифицировать как прежняя личность.

Аналогично этому, после реинкарнации память о прошлой жизни как бы «стирается», но неосознаваемая составляющая личности (душа) остается прежней. Следовательно, доводы о потере памяти о прежней личности, как отрицание реинкарнации, в этой части несостоятельны. То же самое можно сказать и о случаях умственной деградации (врожденной и приобретенной), что в психологии интерпретируется как разрушение личности. Это не означает, что реинкарнация не состоялась, а может означать неспособность мозга надлежащим образом организовать взаимодействие бессознательного (души) с окружающим тело физическим миром, душа остается как бы «замурованной», изолированной на протяжении физического существования человека в данной жизни, поскольку бессознательное утрачивает полноценную возможность обмениваться информацией с окружающим миром по причине недоразвития сознания.

После физической смерти мы теряем своё тело, в том числе и головной мозг. Мозг – это орган, в котором, как предполагают, хранится «запись» истории всей нашей жизни от рождения до смерти. Когда клетки мозга погибают, эта запись, естественно, уничтожается. Но «душа» совсем не отождествляется с сознанием, и само по себе сознание может исчезать, может теряться, что не означает разрушения той составляющей личности, которая называется душой.

Это случается с нами ежедневно во сне, когда практически прерывается обмен личности информацией с внешним миром, и мы перестаем себя осознавать. При этом жизнь души не прекращается, и таким образом, мы «умираем» и «воскресаем» ежедневно. Но общий принцип сна и пробуждения схож с принципом смерти и рождения: души как бы засыпают в смерти и снова просыпаются в рождении, но уже в другом теле. Поэтому, если даже смерть означает потерю сознания, то это еще вовсе не значит, что происходит уничтожение души, а может означать всего только переход из сознательного бытия в бессознательное.

Итак, бессознательное можно интерпретировать как совокупность всего опыта, приобретенного душой на протяжении ее существования, причем разные пласты подсознания одновременно содержат опыт, относящийся к различным эволюционным уровням. Глубже всего лежит опыт, накопленный в минеральном и растительных царствах – он обеспечивает нормальное функционирование физического тела, выше – животный опыт, управляющий инстинктами, и наконец ближе всего к сознательному плану находится опыт, накопленный в прошлых человеческих жизнях, – он определяет наши качества, предпочтения, жизненные устремления.

Для того, чтобы опыт прошлых перерождений было удобно использовать, он как бы воспроизводится заново, в каждом новом воплощении. Давно замечено, что в утробе матери плод проходит все предшествующие стадии эволюции – от одноклеточного до человека (биогенетический закон Геккеля). Проследив дальнейшее развитие человеческого существа, можно обнаружить, что в детском и отроческом возрасте ребенок в своем развитии воспроизводит путь, пройденный человечеством, а возможно и лично им в прошлых жизнях. Чем богаче событиями детство, чем разностороннее интересы ребенка, чем быстрее они меняются, тем более «древней» душой он обладает.

Что касается состояния души между смертью тела и следующей реинкарнацией, то здесь возможна следующая гипотеза. Дело в том, что понятие пространство – время существует только в человеческом понимании. Для уяснения этого проведем следующий мысленный эксперимент. Допустим, некий пешеход движется из пункта А в пункт Б, перемещаясь по относительно плоской поверхности, то есть в двухмерном (для него) пространстве. По пути он наблюдает то, что непосредственно воспринимает в данный момент, в том числе выйдя из пункта А он перестает его видеть, а пункт Б увидит, только когда в него придет.

В то же время пилот самолета, поднявшись на необходимую высоту (и находясь уже в трехмерном для себя пространстве), одновременно увидит пункты А, Б, и все детали маршрута между ними. Другими словами, простое добавление еще одного измерения привело к изменению восприятия одной и той же реальности наблюдателем. Если предположить, что душа существует не в привычном нам четырехмерном континууме «длина – ширина – высота – время», а вне него, то по аналогии с пилотом-наблюдателем душа может одновременно (в нашем понимании) пребывать и в прошлом, и в будущем воплощении, без всякого временного «разрыва». Вне мозга нет такого понятия, как время, причинно-следственная связь.

Тогда что в этом мире есть смерть? Ответ, который дают некоторые западные ученые на этот вопрос, следующий: смерть – это момент, когда сознание переходит в мир, где останавливается ход времени. Таким образом, для невоплощенной души нет прошлого – настоящего – будущего, а есть только состояние очередного воплощения или состояние вне его, поэтому подробности прошлых воплощений вероятнее всего не «стираются», как принято считать, а просто не передаются в осознаваемом «новой» личностью виде. Индивидуальная личность реализуется в континууме пространство – время, душа же существует вне этих измерений, поэтому у человека при жизни и не может быть осознаваемых им воспоминаний о прошлых воплощениях.

В бессознательном (душе) живут, следовательно, все времена в вечном (для души) настоящем, но главное – в бессознательном живет предчувствие и предвосхищение будущего, интуиция возможностей, заключенных в настоящем. Вот почему всякий «транс» в подсознание, который мы наблюдаем во сне, в медитации, в состоянии гипноза, есть прежде всего потеря чувства времени: здесь «часов не наблюдают». Строгое противопоставление настоящего, прошедшего и будущего составляет, напротив, сущность сознания. Это оно сознает ритм дня и ночи, рождения и смерти, это оно считает моменты, «наблюдает часы», ведет летосчисление и сознает необратимость числового ряда времени. Необратимость течения времени существует только для сознания.

О человеческой личности с точки зрения синергетики

Синергетику определяют как науку о самоорганизации или, более развернуто, о самопроизвольном возникновении и самоподдержании упорядоченных временных и пространственных структур в открытых нелинейных системах различной природы. В открытых системах, обменивающихся с окружающей средой потоками
8000
вещества или энергии, однородное состояние равновесия может терять устойчивость и необратимо переходить в неоднородное стационарное состояние, устойчивое относительно малых возмущений.

Такие стационарные состояния получили название диссипативных структур. Можно утверждать, что человеческая личность имеет признаки диссипативной структуры, поскольку в своем взаимодействии с окружающим миром непрерывно обменивается с ним как веществом, так и энергией, в том числе духовная составляющая личности (психика) обменивается информацией с окружающим миром, и данная система (человеческая личность) периодически находится то в устойчивом, то в неустойчивом состоянии. Следующее понятие, которое широко используется уже не только в синергетике – это понятие аттрактора. Вот его определение: «Конечную область неминуемого схождения фазовых траекторий движения сложной системы называют в синергетике аттрактором».

Другими словами – в системах, способных к самоорганизации, все возможные решения независимо от начальных условий сходятся в одной точке, которая как бы притягивает их. Такие точки устойчивости и были названы аттракторами (от английского attract – притягивать). Иногда возникают состояния неустойчивости, когда вместо одной появляются две (или более) такие точки. Тогда в зависимости от случайных значений параметров (флуктуаций) система может попасть в одну из них. Флуктуацией называется единичные незначительные процессы, самопроизвольно происходящие с системой в неравновесном состоянии.

Краткий момент неустойчивости, балансирования системы на «острие выбора» между будущими состояниями, когда судьба всей системы может зависеть от одной случайной флуктуации, называется в синергетике бифуркацией. Можно ли аттрактор рассматривать как своего рода цель движения системы? Так, например, можно сказать, что ДНК живого организма являлась аттрактором всей предшествующей эволюции на уровне органической химии, многоклеточный организм – для этапа одноклеточных организмов, а разумная жизнь была аттрактором всей предшествующей биоэволюции.

Что же является конечной точкой – аттрактором для человека? Если рассматривать человека только как физическое тело, то его аттрактором при любых начальных условиях является смерть. Но физическое тело – только «костюм» духовной сущности, эволюция которой – это движение к Богу. Так что аттрактор для нашей духовной сущности – более высокое состояние сознания. Суператтрактором этого процесса является полное или абсолютные знание, то есть абсолютный порядок.

Используя определение, данное Сократом, можно ввести понятие Абсолюта (его можно также назвать и «Богом») как суператтрактора эволюции Вселенной, существующий вне времени и пространства как практически недостижимый теоретический предел самоорганизации. Используя такое понятие «Бога», получаем, что смысл жизни заключается в движении к «Богу», что принципиально согласуется со всеми основными религиозными и философскими концепциями бытия. Самосовершенствование же является при этом отнюдь не самоцелью, а лишь средством для наиболее эффективной самореализации.

О сущности кармы

В странах Запада слово «карма» часто и не совсем правильно используют в значении «судьба», «рок». В философии современного индуизма карма одновременно означает действие, его причину, последствия этого действия и закон, управляющий процессом превращения причин в следствия. Поэтому наиболее близким по смыслу синонимом понятия карма является термин «причинность».

В восточной традиции различают три вида кармы: зрелая, скрытая и зарождающаяся. Зрелая карма формируется на основе всех наших мыслей, поступков, поведения, которые мы нарабатывали в прошлой (или прошлых) жизни. Скрытая карма формируется вследствие того, что наши мысли и желания, во-первых, неоднородны и находятся во внутреннем противоречии, во-вторых, постоянно сталкиваются с сопротивлением среды. В связи с этим лишь часть наших стремлений реализуется сразу, непосредственно после формирования определенной мысли или желания. Остальные же будут ждать своей очереди. Зарождающаяся карма создается в настоящем. Она постоянно формируется нашими мыслями, желаниями и поступками. Именно эта карма и представляет собой созидающую силу человека. Также в восточной традиции рассматривается такая важная тема, как освобождение от уз кармы, что само по себе является желаемым конечным результатом духовного развития у индуистов и буддистов.

Существует версия, что карма определяет «параметры» физического тела при следующем воплощении, и происходит это следующим образом. Генетический код человека можно рассматривать как программу, по которой выращивается и строится организм. Носителем генетической информации являются хромосомы и гены, которые выращивают тело – физический объект. Карма тоже чем-то подобна генетическому коду, только она выращивает «ментальное» тело – разум, подсознание, сознание. Его можно рассматривать как функцию физического тела – подобно как вино, налитое в бокал, определяет функцию (использование) бокала. Естественно, ментальное тело должно соответствовать физическому.

Таким способом находится подходящая генетическая структура, и новое рождение происходит в подходящем теле. Но иногда бывает, что найти генетически зародыша, соответствующего данной карме, непросто, и возникает человек, у которого карма и генетический код не вполне соответствуют друг другу. Такие люди не могут из-за несовершенства своего тела достичь кармической реализации. Таким образом, кармическое и генетическое развитие видов происходит параллельно, влияя друг на друга. Правильное, гармоничное использование своих кармических сил и является «реализацией», то есть отработкой своей кармы.

В применении к жизни человека карма – это совокупность его деятельности в прошлом и настоящем. А все, что человек будет представлять собой в будущем, – это последствие его деятельности в прошлом и настоящем. Если человек совершил в жизни ошибку, тем более, от которой пострадали другие, то он обязан это кармически отработать. Кармические причинно-следственные связи отрабатываются только двумя путями: через осознание и покаяние перед людьми (а не перед Богом) в содеянном или же, если осознания нет, – через болезнь и смерть. Другого в это мире не дано: человек сегодняшними своими помыслами и делами определяет вариант предстоящего будущего и, соответственно, прошлого, которое также многовариантно.

О теории установки применительно к понятию кармы

Термин «установка» в психологическую науку ввел известный представитель грузинской (советской) психологической школы Д.Н. Узнадзе. По мнению Узнадзе, установка – это предшествующая любым психическим или поведенческим актам человека готовность совершать их адекватно данной ситуации. Он утверждал, что реакция человека на ситуацию (оценочная или поведенческая) обусловлена не только самой ситуацией, но и его внутренней, неосознаваемой им самим предрасположенностью реагировать определенным образом.

Благодаря установке человеку не нужно каждый раз заново определять, в чем состоят его потребности в данный конкретный момент, и выбирать лучшие способы их удовлетворения, поскольку все это на основании прошлого опыта уже зафиксировано в установке. В результате целой серии экспериментов Д.Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема. При наличии потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте, согласно концепции Узнадзе, возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как склонность, как направленность, как готовность его к совершению акта, могущего удовлетворить эту потребность, как установку его к совершенно определенной деятельности.

Субстратом, автором действия, согласно Узнадзе, является целостный субъект. Действие – это не реакция организма, а акция личности. Соответственно, категория действия выступила в качестве изначально связанной с категорией личности. В понятии об установке представлены такие важнейшие признаки человеческого действия, как направленность, упорядоченность (внутренняя связанность, сопротивляемость помехам, структурная устойчивость), организация во времени.

Обращаясь к этим признакам, нетрудно понять, почему установка в интерпретации Узнадзе является бессознательной (или, лучше сказать, неосознанной) и иной быть не может. Ведь актуально осознаваемыми у человека являются только объекты (данные в образах – чувственных и умственных), а не тот способ действовать по отношению к ним, к которому индивид готов уже до осознания этих объектов, и благодаря которому становится возможным само сознание.

Установка выступает как фактор негэнтропического порядка. Выражая собой порядок, организацию, она является основой определенности поведения, поэтому, если установка не реализуется, нарушается порядок в организации переживаний и действий субъекта, имеющих место при осуществлении деятельности, в них возникают дезорганизация и конфликты. Таким образом, согласно взглядам Узнадзе и его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме совокупности установок.

Из всего вышеописанного можно сделать следующие обобщающие выводы, характеризующие механизм возникновения, формирования и реализации установок, применительно к существующему понятию кармы.

Изначально в психике человека еще до его рождения (до-сознание, по Узнадзе, или бессознательное, по Юнгу) уже присутствуют определенные установки (в виде врожденных моделей поведения), определяющие как внутренние, сугубо психические реакции, так и соответствующие им внешние поступки будущей личности. Их изначальное предназначение – определять максимально возможное негэнтропийное поведение человека при минимальных собственных энергозатратах, то есть установки «нацелены» на путь развития, усложнения структуры как окружающего человека физического мира, так и его собственной психики.

Иными словами, в бессознательном (душе) человека еще до рождения содержатся его изначальные диффузные установки («зрелая карма» в эзотерическом понимании), предопределяющие назначение человека как субъекта, противодействующего увеличению энтропии Вселенной. В процессе формирования сознания и дальнейшей жизни индивида, на уже имеющиеся врожденные установки наслаиваются постоянно формирующиеся новые (вторичные) установки («зарождающаяся карма»), то есть в зависимости от внутреннего содержания этих процессов происходит как «наращивание», так и «отработка» кармы.

Таким образом, карма в психофозиологическом понимании этого слова – это совокупность установок в определенный момент земной жизни человека. А поскольку установки не осознаются (содержатся в бессознательном, то есть в неуничтожимой части души), то человек в обычном (не измененном) состоянии сознания не может полностью осознать содержание, сущность своей кармы. Вместе с тем, поскольку установки являются главным фактором, влияющим на мысли, эмоции и волевые проявления личности, то они опосредованно влияют и на осознаваемое поведение человека. То есть наше поведение, с одной стороны, определяется неосознаваемыми установками (иначе говоря – кармой, как совокупностью всех установок), с другой стороны, полученная из внешнего мира определенная информация, в том числе связанная с результатами нашего поведения под влиянием установок, непосредственно влияет на сами эти установки (постоянное формирование кармы, путем ее «наращивания» или «отработки»).

Что касается эзотерического механизма освобождения от уз кармы, то его реализацию можно себе представить как освобождение от любых установок вообще. В этой связи возникает вполне закономерный вопрос – а возможно ли такое в принципе, поскольку установки являются неотъемлемой частью психической жизни любого человека? Как представляется, речь может идти не обо всех установках, а только тех, которые определяют эгоистические устремления человека.

Неизбежно возникает следующий вопрос – каков механизм влияния установок на реакции нашей психики, и следовательно, на наше поведение? С сугубо житейской, бытовой точки зрения представляется непонятным, каким образом может нечто, запрограммированное еще до рождения, влиять на всю нашу жизнь во всех ее подробностях, и почему примерно одинаковые жизненные обстоятельства так по-разному влияют на судьбы разных людей, то есть где эта объективно существующая неотвратимость, «степень точности» установок в плане такого влияния?

Для объяснения механизма такого влияния необходимо применение принципа фрактальности. Фрактальность – это самоподобие объектов различных уровней иерархии, что можно пояснить на следующем примере. Представьте себе, что перед вами снимок геометрической прямой, «длины без ширины», как определял линию Евклид, и вы пытаетесь угадать, предъявлен ли вам исходный снимок (оригинал), или увеличенный в нужное число раз снимок любого фрагмента прямой. Как бы ни старались, вам ни за что не удастся отличить оригинал от увеличенной копии фрагмента: прямая во всех своих частях устроена одинаково, подобна самой себе, но это ее замечательное свойство скрадывается структурой самой прямой, ее «прямолинейностью».

Если вы точно так же не сможете отличить снимок какого-нибудь объекта от надлежащим образом увеличенного снимка любого его фрагмента, то перед вами – самоподобный объект. Именно так и устроен наш мир. Все в нем до бесконечности дробится на части, подобные целому, ибо реальность фрактальна. Применительно к «внутренней структуре» установок это означает, что в одной «общей» установке, которая не момент зачатия определяет глобальную направленность психики человека на протяжении всей последующей жизни, содержатся более «детальные» установки, которые определяют на своем иерархическом уровне соответствующие «степени свободы» личности, в которых она себя может реализовать, а в этих установках, постоянно возникающих, изменяющихся и реализующихся, содержатся еще более подробные, ситуационные «модели поведения».

Такое, условно говоря, «дерево установок», постоянно взаимодействуя с врожденными особенностями телесной организации человека, а также с его внешними жизненными обстоятельствами, реализуется как в виде индивидуальной судьбы личности в земной жизни, так и в виде постоянного формирования кармы (изменения общей установки) такой личности.

Если считать, что конечной целью развития индивидуальной души является достижение полного совершенства и слияние с Богом (как суператтрактора эволюции для всего живого), то исходя из принципа фрактальности, описывающего строение всей Вселенной, неизбежно следует, что эта глобальная задача состоит из подобных ей по структуре «частных» задач на соответствующие периоды жизни души, в определенных физических телах. Именно эта глобальная, общая задача, являющаяся аттрактором существования души в понимании синергетики, и называется на эзотерическом языке кармой.

На протяжении телесной жизни каждого человека его индивидуальная судьба развивается по тем же принципам синергетики, подчиняясь закону кармы. Вначале, при рождении человека, он получает от своего «предшественника» его карму с уже заданным аттрактором, к которому должна стремиться душа на протяжении телесной жизни данного индивида. Такой аттрактор, с точки зрения психологии, определяется совокупностью содержащихся в бессознательном установок, которые охватывают все стороны психической (духовной) жизни человека. В дальнейшем, вступая во взаимодействие с окружающим миром и обмениваясь с ним информацией, человек непрерывно участвует в однотипных по своей структуре процессах, которые можно обобщенно описать следующим образом.

Получив из окружающего мира (через посредство собственного физического тела) какой-то минимально достаточный для восприятия объем (условно говоря, квант) информации, человек бессознательно (именно это принципиально важно) его оценивает на соответствие имеющимся установкам, а результат этой оценки уже осознается, проявляя себя как мысль или эмоция, а в последующем – и как действие, поступок. Результат же любого поступка, воздействуя через органы чувств на сознание, заставляет последнее обмениваться информацией с бессознательным, вследствие чего происходит постоянное изменение (дифференциация) установок, что неизбежно ведет к постепенному «блужданию» аттрактора, к которому направлено развитие души в данном воплощении. С точки зрения принципа фрактальности, из таких минимальных «кирпичиков» формируется жизненный путь, судьба человека.

Во временном плане этот процесс также полностью подчиняется принципам синергетики, то есть минимальные «фракталы судьбы», которые были описаны выше, в силу неопределенности и непредсказуемости внешних условий влияют на линию жизни человека вроде бы совершенно хаотически и без какой-либо объяснимой закономерности, но вместе с тем, в узловых моментах (бифуркациях) жизненного пути очередной эпизод может резко изменить всю последующую судьбу личности. В таких случаях одновременно происходит и большее или меньшее изменение установок, то есть существенно меняется структура конечного аттрактора (изменение кармы).

О взаимосвязи кармы и судьбы

Следующий вопрос – о предопределенности судьбы, то есть насколько личности под силу изменить свою карму. Иначе говоря, это вопрос о свободе воли, то есть вопрос о том, насколько человек в состоянии произвольно изменять ход своей (в том числе духовной) жизни. В биографии любого человека имеются критические или узловые моменты, когда можно расшибиться в лепешку, но ни на йоту не изменить рок или судьбу, хотя вроде бы все должно просто решаться, а в другом случае без всякого видимого усилия меняется в нужную сторону вся жизнь. Для разрешения этой проблемы вначале необходимо уяснить, насколько в реальной жизни вообще можно однозначно оперировать понятиями «причина – следствие».

Каждый человек, рождаясь на свет, уже несет в себе некоторое условие задачи рождения. Если карма – это условие задачи, то судьба – это способ ее решения. И таких решений может быть несколько. Исходя из существования вышеописанных закономерностей, можно сделать следующие выводы.

Кармическая задача, как заложенная в бессознательном (душе) программа ее (души) развития в данном воплощении, имеет синергетический аттрактор (конечное состояние) этого развития. В этом смысле обычный человек, как носитель физического тела, в начале жизненного пути практически ничего изменить не может, поскольку «дистанционное» (с точки зрения стрелы времени) воздействие на этот аттрактор невозможно – он определен кармой (диффузной начальной установкой), полученной при рождении. В дальнейшем, по мере взросления и приобретения жизненного опыта, человек сталкивается с множеством обстоятельств внешнего (физического) мира, взаимодействуя с ними, получая от внешнего мира и отдавая вовне определенную информацию. При этом в процессе обмена такой информацией происходит развитие души в определенном направлении, путем постоянного изменения содержащихся в бессознательном установок.

Но важным является то, что способ обмена информацией принципиального значения не имеет – имеет значение итоговый результат. С точки зрения принципа фрактальности, изменение различных отдельных установок в течение жизни приводит к изменению главной установки (движение к аттрактору данного воплощения), при этом чем меньше изменяемый фрактал установки, тем более критичен он к способу его изменения. Это объясняется тем, что чем более дифференцирована установка, тем более она критична к способу воздействия на нее. Образно говоря, если «на роду написано» завершить жизненный путь определенным образом, то именно так и произойдет – но путь к такому завершению может быть каким угодно.

К этой закономерности примыкает смысл поговорки «сколько веревочке не виться, конец все равно будет». Из этого очень важным выводом является то, что общее количество и свойства полученной и отданной личностью при жизни информации зависит только от начального и конечного состояний души (кармы при рождении и аттрактора). А это количество и свойства уже зависят от полученных при жизни впечатлений. Иными словами, на определенном этапе жизненного пути человека является заранее предрешенным, условно говоря, количество положительных и отрицательных эмоций, сумма познаний и другие сугубо информационные, не содержащие «вещественного наполнения» показатели. А вот само «вещественное наполнение» может варьировать по воле самой личности – и именно в этом коренное различие кармы и судьбы.

Например, «запрограммированная» совокупность страданий может быть реализована по-разному – в виде бытовой неустроенности, или болезней, или незаслуженно плохого отношения окружающих. Совокупность же удовольствий также неконкретна – это может быть или удачливость в карьере, или хорошая семья, или крепкое здоровье. Из этого следует один практический вывод – если в одном месте что-то хорошее или плохое «убывает», то в другом «прибывает», делая условный «баланс» земной жизни (судьбы) личности именно таким, каким ему надлежит быть согласно индивидуальной карме. С другой стороны, поскольку карма также подлежит изменению в зависимости от наших мыслей и поступков, состояние аттрактора развития души в течение жизни тоже постоянно меняется (отработка, или накопление кармы).

Таким же образом можно объяснить и факты некоторой предопределенности, заданности судьбы на относительно коротком отрезке жизни. Дело в том, что «внутри» одного фрактала установки (кармы) может происходить ее изменение только ограниченным числом способов, и чем меньше такой фрактал, тем более ограниченный перечень воздействий, ведущих к его изменению. Этим можно объяснить ситуации, когда человек пытается всеми силами что-то изменить в своей жизни, но по совершенно необъяснимым причинам ничего не получается, или наоборот – все вдруг дается необычайно легко.

В первом случае то изменение кармы, которое запрограммировано в данном фрактале, или «кванте» судьбы, может быть достигнуто только определенным способом, и пока этот способ не реализуется, ничего измениться не может. Во втором случае – имеет место обратная ситуация, то есть любое, почти случайное воздействие приводит к существенному «сдвигу» в судьбе. Здесь налицо типичные бифуркации – узловые моменты судьбы, в которых дальнейшее развитие может пойти или только одним путем (если бифуркация уже пройдена, может быть, даже незаметно для личности), или несколькими разными путями (которые только по-житейски выглядят как разные, но ведут к одинаковому кармическому результату).

Таким образом, карма и судьба находятся в постоянном взаимодействии, при этом, с одной стороны, жизненный путь (судьба) является функцией кармы и врожденных задатков, а с другой стороны – сама карма зависит от предыдущего жизненного пути.

Заключение

Итак, как мы видим, в традиционном (эзотерическом) понятии кармы содержится определенная неточность (с точки зрения не эзотерики, а привычной нам научной методологии) – восприятие кармы только как комплекса закономерностей, влияющего на судьбу человека и его души, а также убеждение, что карма бывает негативная и позитивная. Все существующие «классификации» и «теории» кармы пытаются объяснить ее как что-то разноплановое, влияющее на человека плохо или хорошо, приносящие счастье или наказание. Это напоминает убеждения африканского дикаря-идолопоклонника о том, что разнообразные явления природы могут наказать нарушившего табу путем, скажем, уничтожения его ударом молнии, или поедания крокодилом.

Скорее всего, карма является универсальной программой развития души от текущего момента и до конечного результата. А конечный результат – это соединение души с Богом. Если считать, что душа – часть Бога, то тогда программа ее развития – достижение состояния полного альтруизма. Ведь Бог – это проявление абсолютного альтруизма для всего существующего. Если с этой точки зрения рассмотреть наиболее распространенные (в том числе эзотерические) теории кармы, то получим следующие (очень приблизительные) аналогии. Зрелая карма – это состоявшийся, сиюминутный «результат» развития души, то есть соотношение уже накопленного душой и дальнейшей программы ее развития, совокупность достаточно дифференцированных установок. Зарождающаяся карма – это реализация текущих желаний и поступков человека, влияющая на сам процесс выполнения программы развития души. Скрытая карма – это вариант будущей реализации программы развития души, диффузные установки, присутствующие еще с момента рождения.

То есть на самом деле в такой «классификации» смешаны начальное состояние, процесс и будущие результаты. Понятие «отработки кармы» по смысловому содержанию означает сам процесс развития души, который в зависимости от мыслей и поступков человека может идти или поступательно, или регрессивно (в последнем случае это называется «приобретение плохой кармы»). Но все эти аналогии являются просто привычными нам взглядами на отдельные стороны целого, без восприятия этого целого как единого процесса.

Кармой можно назвать общую задачу (первичную установку) развития души, заложенную в бессознательном человека, и она сама по себе (точнее, ее как конечный результат, или аттрактор) предопределена заранее, то есть изначально задана Богом, и применительно к конечному результату – неизменна. По всеобщему принципу фрактальности эта глобальная установка, как «матрешка», состоит из фрагментов, как бы вложенных друг в друга. Такой фрагмент первого порядка – это карма на индивидуальную жизнь, и ее можно при этой жизни изменить. Это будет означать, что воздействие на карму обстоятельств индивидуальной жизни может повлиять на состояние души в конце этой жизни, и соответственно – на реинкарнацию в следующей жизни, которая в конечном итоге определяется кармической задачей на следующую жизнь.

Если правильна версия, согласно которой душа перед очередным воплощением сама определяет для себя «параметры» будущего тела, которые позволят наилучшим образом выполнять кармическую задачу в данной индивидуальной жизни, то становится понятным, каким образом можно в будущем воплощении сделать земную жизнь более легкой и приятной. Что касается влияния кармической задачи на судьбу человека, то в данном случае судьба развивается по законам синергетики, а роль бифуркаций играют ключевые моменты в жизни, более известные в эзотерике как «кармические узлы». То есть особенности тела и сознания, в сочетании с предыдущим жизненным опытом, в бифуркациях играют роль решающего фактора, направляющего судьбу человека по определенному пути. Говоря математическим языком, жизненный путь (судьба) индивида является функцией кармы (как программы духовного развития) и строения физического тела (как врожденных задатков).

В этой связи необходимо рассмотреть вопрос о необходимости и (или) неизбежности страданий в жизни человека. Как указывают большинство мировых религий, через страдание достигается либо так называемое «искупление грехов» в христианстве, либо «отработка кармы» в восточных философских концепциях, что по сути является одним понятием. Поскольку страдание является антагонистом по отношению к удовольствию, а альтруизм является антагонистом эгоизма, то из этого следует, что страдание является фактором, подавляющим эгоистические устремления человеческой личности, и поэтому способствующим высвобождению ее альтруистического начала.

Следуя такой несложной логике, можно сделать вывод, что человеку на протяжении его земной жизни необходимо перетерпеть определенные негативные переживания, испытать отрицательные эмоции, поскольку это является неизбежным вследствие кармической предопределенности, направленной на развитие души в данном воплощении. В этом смысле становится по-житейски объясним вопрос, который иногда задает себе абсолютное большинство людей: «За что мне это все, что я кому сделал плохого, за что меня Бог так наказывает?» Но Бог, вопреки некоторым церковным догмам, никого и никогда не наказывает, поскольку Бог есть любовь, проявление абсолютного альтруизма. То, что мы называем «страданием» или «наказанием», на самом деле – урок, испытание, направленное на развитие нашей души.

Но вместе с тем можно предположить, что если человеку не дано изменить, условно говоря, «количество» страданий и испытаний (поскольку это задано его кармой), то вполне можно повлиять на их «качество». Другими словами, нашим выбором является то, чем именно будут вызваны наши жизненные трудности и страдания, и как мы их будем преодолевать. Например, если человек достиг определенного материального благополучия, находится на вершине карьеры, здоров и имеет хорошую семью, то он все равно неизбежно получит свою «дозу» страданий – хотя бы в виде депрессии и постоянного недовольства собой и окружающими, что является нередким явлением среди так называемых «успешных» людей. Это связано с тем, что подобный «успех» носит явно выраженную эгоистическую направленность, а это негативно влияет на развитие души.

В таком случае кармическая программа стремится восстановить утраченное равновесие, вынуждая личность страдать другим способом, который может реализоваться в физической жизни субъекта весьма необычно и неожиданно – например, в виде несчастного случая или тяжелой болезни. Если же человек ведет деятельность, направленную на достижение сугубо альтруистических результатов, то в виде кармической «компенсации» он может быть вознагражден здоровьем и долголетием, или же сохранить свою жизнь в смертельной опасности. Подтверждением этому являются известные нам примеры выживания людей в экстремальных условиях, и их последующего долголетия (актер Жженов, писатель Солженицын, последний кошевой атаман Запорожской Сечи Калнишевский, которые много лет провели в условиях каторги, но, тем не менее, прожили долгую и активную жизнь).