Мандала Зеленой Тары в Лагани

На этой неделе в прикаспийском городе Лагань торжественно завершилась большая буддийская программа. Пять тибетских лам из тантрического монастыря Гьюдмед, приглашенных в Калмыкию шаджин-ламой Тэло Тулку Ринпоче, впервые в новейшей истории города построили здесь песочную мандалу Зеленой Тары, буддийского божества, отвечающего за очищение и осуществление благих начинаний.

На этой неделе в прикаспийском городе Лагань торжественно завершилась большая буддийская программа. Пять тибетских лам из тантрического монастыря Гьюдмед, приглашенных в Калмыкию шаджин-ламой Тэло Тулку Ринпоче, впервые в новейшей истории города построили здесь песочную мандалу Зеленой Тары, буддийского божества, отвечающего за очищение и осуществление благих начинаний.

К визиту тибетских гостей город начал готовиться задолго до их приезда. Администрация лаганского района отремонтировала дом культуры, который был выбран для возведения песочного дворца, и хурул (буддийский монастырь), который с началом духовного возрождения в Калмыкии был построен первым. В 1992 году строящийся монастырь благословил Его Святейшество Далай-лама во время посещения Лагани.

Сегодня глава Лаганского района Юрий Николаевич Очиров, который лично руководил строительством первого буддийского монастыря в Калмыкии, говорит, что город нуждается в новом просторном храме, который бы мог вместить всех желающих посетить буддийские церемонии и ритуалы. Пока же ритуалы, связанные со строительством песочной мандалы Зеленой Тары, проводились в доме культуре в самом центре Лагани.

Выступая на церемонии открытия, верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче призвал всех собравшихся «не упустить редчайшей возможности» соприкосновения со священной мандалой Зеленой Тары, и ее магнетическое воздействие заставило каждого жителя Лагани, который считает себя буддистом, последовать его совету. Даже те, кто в каждодневной суете не часто добирается до буддийского храма, считали своим долгом посмотреть на мандалу и получить ее благословение.

«Это был настоящий праздник, — говорит настоятель Лаганского хурула Лобсанг Цунду, прошедший обучение в тибетском монастыре Дрепунг Гоман. – Даже вернувшись домой, люди продолжали обсуждать увиденное. Особенно им запомнилась церемония призывания защитных божеств, где ламы Гьюдмеда играли на дунченах (длинных ритуальных трубах). Этот инструмент, звучавший в Лагани впервые за долгие годы, наполнил сердца людей чувством радости и гордости за свое богатейшее духовное наследие».

Для многих лаганцев песочная мандала Зеленой Тары стала первым серьезным знакомством с глубоким и обширным учением Будды Шакьямуни, чьим благословением пронизаны труды полностью посвященных тибетских монахов.

«Некоторые люди ошибочно делят буддизм на «калмыцкий» и «тибетский», — заметил на церемонии открытия шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче. – Я хочу дать на это очень четкий ответ. Когда Будда давал свои учения людям, он не делил их по национальному признаку. Не говорил: эти учения я дам калмыкам, а эти – тибетцам. Учение Будды является единым для всех живых существ».

В безграничной пользе и благословляющей силе истинного учения Будды могли убедиться все, кто приходил к монахам Гьюдмеда со своими вопросами, трудностями и заботами.

«Когда в вашей жизни что-то не складывается, когда подступают болезни и недуги, — говорил Туптен Шакья, — вам следует обратиться к врачу, который исцелит ваше тело, и пойти в буддийский храм, где исцелят вашу душу. Однако не ждите мгновенных результатов. То, насколько быстро проявится в вашей жизни сила благословения Будд, зависит от накопленной вами положительной кармы».

В погоне за тем, что Туптен Шакья называет «мгновенными результатами», люди часто обходят стороною буддийский храм, обращаясь к всевозможным целителям, обещающим быстрое избавление от страданий. Некоторые из них предлагают избавление от страданий ценой жертвоприношений животных, называя это «калмыцким буддизмом». Что может быть дальше от учения Будды, питавшего равную любовь и сострадание ко всем формам жизни?

«Будьте осторожны, когда обращаетесь за помощью к таким людям, — говорит Туптен Шакья. – Сегодня они попросят вас совершить жертвоприношение, завтра – принести деньги, и так без конца. Если вы, действительно, нуждаетесь в помощи, пойдите в хурул, вознесите молитвы у статуи Будды Шакьямуни и трона Его Святейшества Далай-ламы, их забота никогда не обойдет вас стороной».

Старейший лаганский хурул, благословленный духовным лидером буддистов Его Святейшеством Далай-ламой, — место особой силы, здесь очень быстро приходит душевный покой и умиротворение. «Больница для нашей души», — вновь повторяет Туптен Шакья, призывая каждого лаганца выкраивать время, чтобы помолиться у статуй и священных изображений. «Недостаточно прийти один раз, — говорит он. — Благословение Будды медленно проникает в наш загрязненный ум, но будьте уверены, оно непременно изменит к лучшему всю вашу жизнь».

Песок от мандалы Зеленой Тары, построенной монахами Гьюдмеда, был поднесен в Каспийском море в дар нагам, хозяевам воды и подземных сокровищ, с просьбой даровать всем жителям Лагани, чья жизнь так тесно связана с неспокойной морской стихией, мир и благополучие.

«Мы считаем, что состояние природы и экологическая обстановка зависят от нагов, — говорит возглавляющий группу монахов Гьюдмеда Туптен Шакья. — Если наги по каким-то причинам сердятся на людей, то могут в отместку причинить им вред. Когда же мы приносим им песок от мандалы, благословенный энергией Зеленой Тары, то наги умиротворяются и перестают вредить людям. Если у нагов все благополучно, если у них нет войн и раздоров между собой, то и у нас на земле дожди идут вовремя, и экология становится лучше».

Праздничная атмосфера, царившая в Лагани в дни построения мандалы, навсегда запомнится и лаганцам, и тантрическим ламам Гьюдмеда. Их встреча была подобна встрече добрых друзей, разлученных временем и вновь нашедших друг друга. «Вы оказали нам такой радушный прием, — сказал Туптен Шакья перед разрушением мандалы, — что нам искренне хочется снова приехать в ваш город».

Перед отъездом из Лагани монахи Гьюдмеда вновь благословили ступу Просветления, которую они во главе с шаджин-ламой Тэло Тулку Ринпоче освящали в 2004 году, накануне визита в Калмыкию Его Святейшества Далай-ламы.

Юлия Жиронкина
www.savetibet.ru – Сохраним Тибет!

 

Фото:

Большая церемония Будды Медицины и устранения препятствий в Лагани».

Большая церемония Будды Медицины и устранения препятствий в Лагани».

Фото: Игорь Янчеглов.

 

Ламы тибетского тантрического монастыря Гьюдмед

Ламы тибетского тантрического монастыря Гьюдмед и настоятель
лаганского хурула Лобсанг Цунду читают заключительный ритуал
подношения песка змееподобным существам, нагам, на корабле в открытом море.

Фото: Игорь Янчеглов.

 

Туптен Шакья и Туптен Церинг высыпают благословенный песок от мандалы Зеленой Тары

Туптен Шакья и Туптен Церинг высыпают благословенный песок
от мандалы Зеленой Тары в воды Каспийского моря как подношение
нагам, хозяевам воды и подземных сокровищ.

Фото: Игорь Янчеглов.

 

В последний день пребывания монахов Гьюдмеда в Лагани люди последовали за ними на ступу

В последний день пребывания монахов Гьюдмеда в Лагани люди

последовали за ними на ступу, чтобы еще раз послушать
их ритуальное пение и получить их благословение.

Фото: Игорь Янчеглов.

 

Монахи монастыря Гьюдмед читают ритуал благословения ступы Просветления

Монахи монастыря Гьюдмед читают ритуал благословения ступы
Просветления, торжественно открытой в ноябре 2004 года.

Фото: Игорь Янчеглов.

 

Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и монахи Гьюдмеда освящают ступу Просветления

Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и монахи Гьюдмеда
освящают ступу Просветления в предместьях Лагани накануне визита
Его Святейшества Далай-ламы XIV в Элисту в ноябре 2004.

Фото: Влад Наранов, Лагань.

 

Его Святейшество Далай-лама посетил Лагань в 1992 году

Его Святейшество Далай-лама посетил Лагань в 1992 году.

Фото: Влад Наранов, Лагань.

.