Путь Айкидо и "синхронизация сознания, техники и тела"

Японское будо оказывало глубокое воздействие на японскую культуру в течение 700 лет правления самураев. Самураи, особенно эпохи с Muromachi по Sengoku (с середины 14 века до начала 17 века), предавали себя невероятно суровым тренировкам. Более того, благодаря тому, что природа будо была непосредственно внедрена в жизнь и смерть живших тогда людей, самураи глубоко изучали человеческую психологию, преподавание и методологию синто, буддизма, конфуцианства и даосизма для постижения Пути самурая.Этот документ был первоначально написан для чтения лекции участникам Летних тренировок Айкикай, проводимых в Швейцарии и Италии. Документ был частично отредактирован к настоящему моменту.

9 Конгресс Международной Федерации Айкидо

Путь Айкидо и «синхронизация сознания, техники и тела»
Практика: Контроль Ки с помощью дыхательных упражнений

Тада Хироси, 9 дан
10 сентября 2004 года
Путь Айкидо: Shingaku no Michi и Shinpo no Michi

Японское будо оказывало глубокое воздействие на японскую культуру в течение 700 лет правления самураев. Самураи, особенно эпохи с Muromachi по Sengoku (с середины 14 века до начала 17 века), предавали себя невероятно суровым тренировкам. Более того, благодаря тому, что природа будо была непосредственно внедрена в жизнь и смерть живших тогда людей, самураи глубоко изучали человеческую психологию, преподавание и методологию синто, буддизма, конфуцианства и даосизма для постижения Пути самурая.

Однако, с установлением феодальной системы в конце мирной эпохи Edo (с середины 18 века по 1868 год) после эпохи Sengoku, помимо практического значения технических тренировок, будо становится значимым как метод культивирования бусидо, почитающего честность и дух преданности, вместе с добродетелями синто, самоотверженность и чистоту сердца и учения Zhu Xi и Wang Yangming. После наступления эпохи Showa (с 1926 по 1988 год) будо становится методом воспитания преданности и патриотизма. Этот новый аспект будо оказал широкое влияние на население Японии. Вот почему многие рассматривают будо как дух конфуцианства даже в наши дни. Этот новый аспект, в целом называемый Shingaku no Michi (строгие моральные ценности) был развит, чтобы соответствовать требованиям времени.

Кроме конфуцианской дисциплины, есть другой путь, скрываемый будо сквозь годы. Спрятанный дух будо, называемый Shinpo no Michi (тренировка ума и духа), это правило, основанное на универсальной истине, данной людям всех возрастов, который заставляет нас искать метод очищения и приложения жизненных сил и развития способностей, данных всем нам Вселенной на высшем уровне применения будо.

Shinpo no Michi — это правило, которое развито из философских методов, таких как синто, эзотерический буддизм, дзен, даосизм, и путь, который объединил практически ориентированную философию, практикующую медитацию, основанную на предпосылке, что тело и сознание единый объект, с боевыми искусствами. «Shinpo no Michi» показывает нам, как поддерживать и применять силу жизни, основываясь на перспективе восточного взгляда на мир и жизнь.

Это путь, который проходит через сердце и поддерживает видение Вселенной, жизни и техники, которые японцы поддерживают сегодня. Независимо от того, какую технику Вы практикуете, если Вы хотите провести свою жизнь, тренируясь до крайности для дальнейшего совершенствования себя и пытаетесь приобрести «синхронизацию сознания, тела и техники», Вам следует обладать глубоким пониманием «Shinpo no Michi» и очистить свои умения.

Важный пункт здесь — это различия между японским традиционным методом тренировки и методами тренировки в видах спорта, физических упражнениях, соревновательных видах будо, практикуемых на Западе. Как восточный метод тренировки, будо практикуется как метод «очищающих боевых искусств», «динамической медитации», «динамического дзен», кроме соревнований и пропуска силы. Ситуации, относящиеся к «нескованному сознанию» и «союз духа дзен и духа меча» — естественный результат этих методов тренировки. Эти состояния вместе — путь для применения всеми людьми не только в боевых искусствах, но также в каждом аспекте жизни. Айкидо — это путь, практикующий «Shinpo no Michi» в современном виде.

Интерпретация техники

Вот мое определение техники: Если человеческое существо — это большое дерево, техники — это ветки и цветы. Если Вы хотите, чтобы дерево плодоносило, важно внимательно смотреть за корнями дерева. Только деревья, получающие хороший уход, имеют глубокие корни, большой ствол, ветки и листья, чтобы произвести множество цветов и плодоносить. Может показаться, что это определение не имеет прямого отношения применительно к улучшению своей техники, но оно позволяет выполнить установку «ума и тела» необходимого для улучшения.

Различные пути состоят из различных принципов. Таким образом, после выбора, чем Вы хотите овладеть, Вы должны в совершенстве овладеть соответствующими базовыми принципами, посвятить время, чтобы отрабатывать их регулярно и посадить их глубоко в сознание и тело. То, о чем Вы должны особенно заботиться с самого начала — это два состояния, существующие в Вашем сознании при тренировке в мастерстве и отработке техники. Denshos (технические свитки) будо настойчиво напоминают нам не заниматься практиками, в которых мы можем выработать плохую привычку позволения партнеру или объекту пленить наше сознание. В Shunpukan, Yamaoka Tesshu (1836-1888) учил своих студентов, что «фиксация сознания означает открытие suki (разрыв в самообладании и концентрации). Эти мысли слишком сложны для понимания начинающих практиковать будо, когда описаны словами. Таким образом, важно чтобы инструктора готовили систему тренировок, которая естественно подводит этих новичков к правильному пути тренировки. Сейчас объяснение этой мысли общественности будет даже более сложным, но Nakamura Tenpu сэнсэй (1876-1968) дал нам легкое для понимания объяснение. Следующие схемы показывают нам различия между относительной концентрацией и абсолютной концентрацией.


Относительная концентрация: пойманная, фиксированная

Приведенная схема представляет нормальное состояние сознания. В этой ситуации объект доминирует, а сознание подчиняется. Такой результат получается, когда Ваш ум пойман объектом и сознание возрастает по отношению к объекту и Ваш ум фиксируется на нем. В такой ситуации можно сказать, что ум «обращен к и создает врагов». Densho описывают это состояние сознания как «стояние, остановка, фиксация» и напоминают нам избегать такой ситуации.


Абсолютная концентрация: dharana, dhyana, samadhi

В приведенной выше схеме, как и в словах Chuang-tze (369-286 до н.э.) «ум мудреца подобен зеркалу, отражающему целую Вселенную», наш ум свободен от объекта, и сознание доминирует, объект подчиняется. Это учение было приобретено им через опыт восточной медитации. В вышеописанной ситуации Ваше сознание всегда свободно, и не «обращено и создает врагов». Это состояние сознания может быть приобретено только через практику. Вы должны тренировать свое Ки с помощью дыхательных упражнений, контролировать свое восприятие и практиковать медитацию используя какой-либо метод.

Основатель Айкидо, Морихэи Уэсиба (1883-1969) сказал что «с движением рождается умения» и «умения создаются». Эти слова учат нас очищать наш ум сознательными мыслями во время отработки техник, чтобы в важные моменты позволить им естественно проистекать со дна нашего сердца. Я считаю, что эти слова, а также другое его учение «айкидо это мисоги (очищение техники)», — все это развито из ментального состояния dhyanam. В «Kongo Hannya Kyo» это учение описывается как «освободить сознание, не фиксируя его», что часто пишут в дзенских храмах.

«Синхронизация ума, техники и тела» — это принцип, распространенный не только среди людей, занимающихся будо, искусством и спортом. Умелые трудящиеся, поддерживающие свои фабрики, доктора и исследователи с отличными умениями, топ менеджеры корпораций, все разделяют тот же принцип. Синхронизация «ума, техники и тела» — это слова происходят из восточного учения синхронизации «ки, ума и тела», являющегося результатом синхронизации ума и тела.

Метод практики

Практикование Айкидо похоже на отправление в поездку. Цель должна быть установлена до начала пути. Леонардо Да Винчи (1452-1519) сказал: когда Вы планируете исполнить или попробовать что-то, Вы должны иметь сильную методологическую теорию. Человек, исполняющий или пробующий что-то без теории, подобен лодке, дрейфующей в море без компаса и без намека, куда пристать».

В базовых практиках должен быть установлен метод, который сохраняет сознание свободным от объекта. Все методы практики, следующие японской традиции, учат студентов в совершенстве овладевать базовыми принципами, развивать техники, основываясь на том, как мы должны поддерживать и применять наш ум.

Yagyu Jubei (1607-1650), мастер меча, сказал однажды, что «корень искусства битвы лежит в понимании причины ума и лежащих в его основе принципов. Таким образом, корень искусства битвы базируется на тренировке ментальности» в «Tsuki no sho». Следующий список, отрывок из «Tsukimi sho», состоит из двенадцати предупреждений Yagyu Jubei.

Начинающие должны избегать перечисленных движений и привычек.

Список плохих движений:
1. Позволение своему сознанию противостоять врагу.
2. Передвижение ног с усилием.
3. Притупление удара
4. Потеря хватки
5. Сомнения по поводу врага
6. Чувство беспокойства, выражающееся в спешке, при слишком большой концентрации на деталях движения
7. Установление ритма
8. Скрытое беспокойство
9. Склонение вперед в талии
10. Чувство напряжения в плечах
11. Напряжение тела
12. Попытка выглядеть хорошо

Имейте в виду эти 12 плохих движений. Если у новичка выработаются плохие привычки, исправить будет тяжело. Практикуйте до достижения гибкого ума.

Список хороших движений:
1. Ясный и четкий удар
2. Быстрые и резкие передвижения ног
3. Грациозность передвижений
4. Нестесненные передвижения
5. Сильное желание посвятить себя (выложиться) в тренировках
6. Движение без стеснения
7. Расслабление тела и отсутствие напряжения
8. Естественное, вертикальное положение
9. Расслабленные плечи
10. Удар без ритма
11. Поддержание совершенного контроля над телом
12. Обладание свободным и чистым сознанием

Двенадцать перечисленных пунктов — это правильные движения. Когда Ваше сознание зафиксировано, Ваши движения становятся неловкими. Все плохие привычки — результат Вашего фиксированного сознания.

Рекомендуемая литература:
Yagyu Yoshinaga. «Shoden Shinkageryu»
Yagyu Nobuharu «Yagyu Shinkageryu Dogan»
Yoshio Imamura «Shiryo Yagyu Shinkageryu» (Vol. 1, 2)
Ichiro Watanabe «Budo no Densho, «Budo» Nihon Budokan»

Важный фактор в начале практики

Одна из наиболее важных частей в практике — это контролирование Ки с помощью дыхательных упражнений. Чтобы улучшить технику и очистить все Ваши действия до высшего уровня, мы должны сперва очистить нашу силу жизни. Ваш успех зависит от Вашего знания и умения в получении мудрости и силы Вселенной. К примеру, однажды жил человек, страдающий неизлечимым заболеванием. Поскольку он не сдавался и продолжал дыхательные упражнения на тренировках по айкидо, он смог излечить свое заболевание. Такие случаи не такая уж редкость.

Используя техники по желанию, Вы должны тренировать нервы всего своего тела естественно отвечать на запросы ума. Таким образом, синхронизация «ума, техники и тела», овладение дыхательными упражнениями, являющимися необходимыми методами, исследуемыми и практикуемыми в Индии, Китае и Японии в течение тысяч лет, — это необходимая тренировка. В современное физиологии, преподаваемой в школах, дыхательные упражнения объясняются как метод получения кислорода и выделения диоксида углерода. Самая важная вещь в восточных дыхательных упражнениях — это замечательная система дыхания, которая развилась на Земле. Эта дыхательная система — метод, который позволяет нам очистить нашу силу жизни до более высокого уровня путем получения силы корней Вселенной и ее мудрости, ки во всей нашей нервной системе.

Дыхательная система — это корни нашей жизни. Многие наши предшественники упоминали важность ежедневных тренировок ки с помощью дыхательных упражнений. Toru Shirai (1783-1843), известный фехтовальщик эпохи Эдо, которого Katsu Kaishu (1823-1899) превознес словами «я всегда хотел стать таким же хорошим фехтовальщиком, как ты, но, к сожалению, не мог», был одним из них. Интенсивно тренируясь, Shirai разрушил свое здоровье. Однако, он полностью восстановился с помощью очищающих тренировок у Hakuinzenji (1685-1768) и открыл свою собственную фехтовальную школу. Shirai сказал, что «очищение и тренировка ки должна практиковаться всеми людьми, занимающимися искусством». Интересный момент в дыхательном упражнении Hakuinzenji — это то, что упражнение проводится прямо перед отходом ко сну, когда мы наиболее подвержены внушению.

«Я», ум и тело

Наиболее интересная вещь в практике традиционных японских методов тренировки — это ясное понимание взаимоотношений «Я», ума и тела. Сама по себе практика, без понимания, не будет работать должным образом. В восточной философии, «ум и тело — необходимые составляющие для достижения состояния upaya, чтобы сделать возможным жизнь «истинного Я» выжить миру феноменов. И они должны быть умело контролируемы, чтобы достигнуть полной реализации их возможностей.

Имея в виду отношения между умом и телом, основатель айкидо, Морихэи Уэсиба объяснял нам, чтобы мы «поняли ум как человека тренирующегося и тело как додзё». Давая объяснения общественности, я бы сказал им тренировать себя, считая ум музыкантом, а тело инструментом. Для нас важно, что чтобы улучшить наши умения как музыканта, мы работает с нашим телом (инструментом), превращая его в более тонкий и сложный инструмент.

Уровень нашего увлечения будет, возможно, возрастать, бесконечно согласуясь с потребностями времени. Хорошо известно, что сегодняшняя наука и технология поддерживается ручной работой и умелыми работниками. Так например, на известной точной оптической фабрике, которою мой студент (К из Aikido Kirenkai, Tokyo University) посетил для своей практической тренировки, самое первое — это сделанное руками умелого точильщика линз, основываясь на новой светокопии. Он рассказал мне, как впечатлен он был, когда увидел, как совершается микроскопическая работа только с помощью рук. Оборудование, используемое умелыми мастерами, то же, что было сотню лет назад. Допустимая погрешность линзы, как указано в сопроводительных документах компании, составляет около 0,05 микрон.

Kan no Kenkyu, написанная Ryo Kuroda и изданная Iwanami Shoten была необходимой книгой для тех, кто практикует будо. Продолжение этой книги включает раздел о иероглифе , произносимом как «ки». Значение иероглифа ведет к значению иероглифа , также произносимого как «ки». описывает ситуацию, когда мяч пытается отпрыгнуть от пола в момент, когда достигает его. означает момент, когда стрела отрывается от лука. Каждый иероглиф отражает чрезвычайно тонкие движения, имеющие место очень недолго. Чтобы уловить эти моменты, мы должны быть готовы ответить на них. Например, следующий отчет по исследованию микроскопического письма, показывает нам способность людей, делающих специфическую работу и тренирующихся, овладеть умом и телом так, что могут ответить на тончайшие движения.

Результат эксперимента, проведенного Департаментом Науки Университета Киото, был опубликован Sosen Miyake в «Seirigaku Kenkyu», Vol.10 в 1935 году. В эксперименте Мияке сначала написал 1000 знаков кандзи внутри рамки площадью 1 кв см, используя японскую тушь и кисточку за 2-3 часа. Затем он написал 100 поэм Hyakunin Isshu, онтологию из 100 поэм 100 различных поэтов, нарисовал цветной портрет каждого поэта на квадрате со стороной 15 мм. В результате, он смог выполнить все задания за 5 часов. В своем отчете Мияке сказал, что он заставлял кончик кисточки естественно выписывать иероглифы, просто глядя на кончик кисточки, держа ее неподвижно и рисуя образ иероглифа между бумагой и глазом. Хотя могут иметь место индивидуальные различия, отчет показывает нам, что чем больше мы тренируем себя, тем больше мы способны продемонстрировать удивительных возможностей.

«Синхронизация ума, техники и тела» и идеальная ситуация человеческого существования

Айкидо — боевое искусство, котор
4000
ое развилось и изучается в эпоху Showa. Изначально, айкидо было практическим боевым искусством для эффективного противодействия оппонентам на поле битвы. Однако сегодня айкидо преодолело убийство, разрушение, конфронтацию и состязания, имевшие место на линии фронта в период больших войн. Айкидо — это будо современного периода, имеющее целью внести позитивный вклад (прогресс и улучшение Вселенной) через взаимную тренировку ки, ума и тела, основанную на традиционной японской концепции «Banyusoai» (любовь наполняет всю Вселенную) и духе Yamato (название древней Японии, означающее иметь гармонию среди людей). Сегодня люди из многих стран синхронны с духом Айки.

Практика

Базовые позиции

Контроль с помощью дыхательных упражнений
1. Кокю сорэн
— Кокю утром
— Кокю, активирующее нервную систему всего тела
— Кокю, вибрирующее жизнь и повышающее уровень жизненной энергии
— Кокю, стимулирующее легкие, респираторные мышцы и увеличивающее силу дыхания
— Кокю, увеличивающее силу дыхания, расширяя грудь
— Кокю, способствующее циркуляции крови
— Кокю для очищения
— Киай, или крик, направлемый с сильным ки с целью концентрации всей энергии человека
2. Дыхательное упражнение из шести звуков (a, i, u, e, o, un)
— С голосом
— С голосом — без голоса
— Без голоса
3. Дыхательное упражнение для тренировки тандэн (центральная точка энергии тела)
— Верхний танден
— Средний танден
— Нижний танден
4. Дыхательное упражнение, распространяющее ки по всему телу
5. Дыхание в унисон

Источник:
Aikikai.ru