Чего же ты хочешь на самом деле

Если до конца быть честным, большинство из всех нас интересует не столько практика, не столько изменение себя, сколько приобретение каких-то дополнительных игрушек для своей жизни. Да, нормальный человек хочет новую машину, новую подружку, новый дом… То же самое происходит у нас – мы хотим новых состояний, новых ощущений, новых возможностей…

Беседа с Денисом Зикеевым.

— На июльской конференции московского журнала «Йога» ты заявил о том, что на своих тренингах, семинарах и выступлениях ты вообще предпочитаешь людям ничего не давать. Более того, ты пообещал, что будешь у них забирать. Прокомментировал ты это тем, что народ обременен лишним грузом, от которого людям стоило бы избавиться. О чем ты говорил? Чем люди обременены? И как у них можно это бремя забирать? 🙂

Дело в том, что сейчас вокруг слишком много информации, которая сама по себе, возможно, и полезная, но проблема в том, что мы ее не умеем воспринимать практически.

Если до конца быть честным, большинство из всех нас интересует не столько практика, не столько изменение себя, сколько приобретение каких-то дополнительных игрушек для своей жизни. Да, нормальный человек хочет новую машину, новую подружку, новый дом… То же самое происходит у нас – мы хотим новых состояний, новых ощущений, новых возможностей в этом плане.

Но если посмотреть и задуматься… Многие уже давно практикуют, кто-то определился со школой, кто-то ищет, перебирает разные техники, придумывает сам. Если окинуть взором всех наших «ищущих», то оказывается, что наиболее удачные техники, на которые кому-то удавалось «выходить», отличает одно общее свойство – они дают состояние, в котором мы себе больше нравимся. То есть хорошая техника – это когда после нее я весь такой-растакой, и внутри весь клевый… И Сила у меня… И наполненность… По сути – это вещи, которые позволяют нам больше себе нравиться.

Но с другой стороны… Естественно, внутри нас есть нечто, что все-таки постоянно и, как правило, в неподходящий момент говорит, что вообще-то все это фигня. Есть какая-то связь с тем, что находится по ту сторону нашей привычной схемы жизни. Естественно у того, у кого эта связь вообще есть. У кого ее нет – там все нормально. Человек находит себе нишу, не важно – духовную или материальную, возможно какую-то школу или течение, если все же хочется «духовного», и в нее погружается. Говорит, что нашел себя, нашел себе занятие, а все остальное – ерунда. И все хорошо. Человека ничто не угнетает. Человек работает – занимается в этом направлении. Либо это на всю жизнь, либо, в какой-то период он находит что-то новое. И теперь он говорит, что то, чем он раньше занимался – хорошо, но вот сейчас он нашел такую классную вещь! Человек просто уверен в себе и он не испытывает никакого дискомфорта.

Но если существует какая-то связь с тем, что находится за пределами привычной схемы жизни, то человека временами «терзают смутные сомнения». Но опять-таки, кого-то эти сомнения терзают мимолетно, а кого-то так иногда терзают, что хочется все отбросить, начать с чистого листа – я думаю, многим это знакомо. В итоге получается так, что чем больше мы практикуем всякие техники, чем шире наш опыт, чем дольше мы занимаемся, тем больше это укрепляет нашу границу, сквозь которую мы же и хотим где-то в глубине выйти.

Поэтому когда я провожу семинары, я стараюсь помочь людям эту границу увидеть. Я не берусь ее разрушить – это можно сделать только самому. Но, по крайней мере, попытаться почувствовать, что эта граница есть, потрогать ее – это уже огромный шаг. И не для того, чтобы она была виртуальным врагом, с которым ты борешься, который не дремлет, а что за враг – непонятно. Ведь обычно люди работают, практикуют, что-то делают, и все у них для фронта, все для победы! Но фронта нигде нет, и победы тем более. Нет, здесь мы поступаем иначе. Если что-то мешает, это нужно выявить, изучить и научиться при желании устранять, а не придумывать лозунги всю жизнь. Но в таком случае наши действия превращаются из псевдовозвышенной духовной сопричастности в конкретную работу над конкретными вещами, без всякой романтики. Причем работы этой непочатый край. И чем больше у тебя стаж «духовного туризма», а тем более, если это стаж преподавателя йоги или еще чего-то в этом духе, тем больнее становится откровение того, что вообще-то все настолько запущено, и весь этот стаж тебе, в общем-то, на пользу пошел весьма условно, если вообще не пошел во вред.

Вот этим я и занимаюсь на семинарах. Суть в том, чтобы сначала отбросить все представления, все имеющиеся в арсенале картины мира. Есть картина мира материальная, есть эзотерическая, у кого-то — всякие сущности, у кого-то – энергия – не важно. Я не говорю, что с ними надо бороться, что их нужно разрушать – нет. Мы стараемся ее чуть-чуть в сторону отложить временно – никто не забирает. Это как сдать в камеру хранения – все нормально, сдаем, потому что в самолет не пускают с большими вещами. У вас в билете написано, что по окончанию семинара вы можете получить свой багаж обратно в целости и сохранности, если захотите, конечно.

Мы сдаем в багаж все эти вещи и начинаем разбираться с чистого листа, как что работает – что, почему, чего мы хотим и т.д. Вот, где-то так.

Правда, здесь еще возникает естественный страх у многих, потому что оказывается, что в багаж приходится сдать неотъемлемую от наших «крупногабаритных чемоданов» составляющую – то ЖЕЛАНИЕ практиковать, которым мы пользовались для того, чтобы вызвать в себе мотивацию всем этим заниматься. Потому что когда багаж сдан, появляется такое странное ощущение, что вообще не хочется ничем заниматься. А на фиг мне это нужно? И это, как таможня, как граница – ты должен через нее перешагнуть. Ты должен не побояться перешагнуть через свой страх оказаться вне идеологии. Когда ты коммунист, фашист, нагвалист, йог, какой-нибудь еще белый брат, анархист, сектант – не важно кто, у тебя есть линия, которой ты всегда придерживаешься. Есть направление, в котором ты идешь. Есть какая-то точка отсчета и система координат – и у тебя все нормально. Да, ты расстраиваешься, если тебе не удается в этом направлении двигаться так быстро, как ты хочешь. Да, ты радуешься, когда тебе удается сделать шаг. Но когда у тебя саму эту линию забирают – естественно становится страшно, потому что непонятно: а как жить теперь? Кто, где, как, чего, где приказ, где команда, что делать? Надо через это перешагнуть.

И если удается через некоторое время позволить себе в этом состоянии пробыть, то потом уже начинают всплывать реальные вещи — начнет всплывать реальная картина — чего же ты хочешь на самом деле.

Если ты не можешь через это пройти, не можешь от этого отказаться, т.е. можешь отказаться, но взамен тебе нужно сразу схватить какую-то другую картину – тогда ты не можешь вынырнуть и остаться на поверхности, потому что на поверхности страшно, потому что там ничего нет такого, за что можно зацепиться, от чего можно было бы оттолкнуться. Вот такая фигня.

— Но ведь это же полная деструкция. Ее действительно не каждый может пережить. Хрен с ними, с картинами мира, а где гарантия того, что крыша после семинара вернется на прежнее место? Можно же разрушиться и не собраться. А если человек незрелый с проблемной структурой личности??? И еще, если ничего не остается, ЧТО удерживает на поверхности?

Ну здесь все просто. Если ты хочешь стать цыпленком и перестать быть яйцом – ты должен осуществить «деструкцию» скорлупы. Ты должен вылупиться. Кем бы ты там себя ни мнил внутри – ты все равно пока не цыпленок. С другой стороны, если ты еще не дозрел как цыпленок, если ты пока что просто желток – ты и не сможешь разбить эту скорлупу, сколько бы ни пыжился. Более того, ты ее даже не почувствуешь, потому что тебе пока в ней не тесно, а очень даже комфортно. Посему, недозрелым адептам ничего не грозит. Все это можно сделать только добровольно и осознанно. В этом ключ. Если тебя пичкают техниками, которые «что-то делают с тобой», то да, неизвестно как конкретно на тебе это отразится и что будет с твоей «крышей». Но у меня на тренингах техник нет. Если кто-то что-то и делает с собой, то только сам, своими руками, в трезвом уме и ясной памяти. Иначе ничего не выйдет, даже если ты и думаешь, что у тебя трезвый ум и ясная память.

— Желающим попасть на семинар стоит задуматься…

Конечно. Но кто за чем придет, тот то и получит. Естественно, параллельно, семинар сопровождается всякими безобидными эффектами, которым можно радоваться. С ними можно играться, их можно забрать с собой. Эти эффекты – безобидные игрушки ума.

Семинар представляет собой две параллельных линии – два слоя. На одном слое вы приобретаете состояние, в котором вы себе нравитесь, вы приобретаете всякие штучки, финтифлюшки. На втором слое вы можете реально увидеть себя как есть и нащупать инструмент, которым можно иметь дело с тем, что есть.

Если приезжаешь за эффектами – нет проблем – ты их получаешь в нормальном количестве. Если ты приезжаешь за другим – ты получаешь ДРУГОЕ. Каждый уносит то, что может унести.

— Ты уверен, что эти два слоя нормально стыкуются? Они же противоположны…

Они противоположны только на первый взгляд. Во всем, что происходит на тренинге, можно обращать внимание на суть, на конкретные инструменты изменения себя, а можно на внешние эффекты от первого знакомства с этими инструментами. Знакомство – это только знакомство, и после него должна идти кропотливая работа при помощи этих инструментов. Если же человек направлен на эффекты – он и не заметит инструмента, «протащится» от тренинга и все.

— Каждый получает то, к чему стремится?

Каждый получает то, к чему стремится ИСКРЕННЕ. Потому что стремиться можно к одному, а искренне стремиться к другому. Помните, в «Сталкере» тоже эта тема проходит, когда один из сталкеров стремится попасть в место, где исполняются желания, потому что хочет вернуть своего брата, который погиб, или что-то в этом роде, но когда он туда попал, то у него брат не вернулся, но начали появляться деньги. Потому что там реализуются искренние намерения.

Каждый человек имеет свою, как говорят компьютерщики, «архитектуру», которая предназначена для определенного спектра задач. Естественно, у тех, у кого архитектура вообще не предназначена для «этого» спектра задач, вообще не приезжают, не интересуются, живут себе по-своему, интересуются другими вещами. Но в рамках уже «этого» направления, есть разные акценты – одним интересно одно, другим – другое. Одним эффекты, а другим тесно в скорлупе. И каждый притягивается уже к тому, что ему ближе.

— Я бы перефразировал, что у каждого своя архитектура, но и у каждого свои тараканы в голове.

Ну так ведь это не просто тараканы, которые заползли в голову и там живут, а ты с ними борешься всю жизнь. Простите, но эти тараканы – это ты сам. Ты их туда запустил, ты их там кормил, выращивал, ты сам их создал. Это не тараканы. Это ты.

Просто все люди разные – каждый идет в своем направлении. Кого-то не устраивает среднестатистическое состояние сознания, которое мы имеем. Но если оно не устраивает, это не значит, что ты относишься к какой-то касте избранных. Не устраивает – твои проблемы. Одного одно не устраивает, другого — другое. Просто наша культура, социум ориентированы на среднестатистическое состояние сознания, и предоставляют весь спектр «тех. поддержки» тем, у кого соотношение «нравится / не нравится» примерно соответствует социальной норме. А тем, кого норма сути не устраивает, естественно приходится что-то искать самим. Свои способы, выходы. Знаете, как Остап Бендер говорил: «У меня с советской властью возникли за последний год серьезнейшие разногласия. Она хочет строить социализм, а я не хочу. Мне скучно строить социализм.»

Но одно «нравится / не нравится» не лучше другого. Везде свои минусы, везде свои плюсы.

Нужно быть искренним с самим собой до конца. Может, стоит себе признаться, что хоть сам для себя я весь такой классный, духовный и стремлюсь к высоким идеалам, но на самом деле мне всего лишь нужен по жизни небольшой набор вещей, удовлетворяющих мои материально-духовные потребности. Например, чтобы у меня была нормальная работа, нормальная семья, нормальные возможности, какая-нибудь духовная ниша, в которой я бы мог реализовывать свои потребности в плане общения с людьми, в плане испытывания состояний, приближенных к духовным – религия какая-нибудь, тусовка, нью эйдж или что-то еще. Если бы человек мог себе искренне в этом признаться, то сразу решились бы многие проблемы. Нашел работу, завел семью, нашел себе направление эзотерическое или религиозное – живешь себе, испытываешь кайф. Ну, естественно, периодически приходится что-то менять, это заложено во всех нас — менять машину, мебель, тусовку, что угодно. Но по сути, проблем нет.

Я все это к тому, что может быть для начала нужно определиться с тем, чего вы хотите. Может стоит попытаться удовлетворить свои желания, а не тащиться ко мне на тренинг? Ну а когда вас все это перестанет «радовать», когда вам станет тесно во всем этом, когда вы ощутите острую нехватку «чего-то еще», тогда милости просим.

Для того чтобы это «что-то еще» превратилось в конкретный объект, с которым можно работать, нужны инструменты. Нужно иметь соответствующее тело и сознание, а также, что очень важно, но чему никто не уделяет внимания – нужно уметь этими инструментами пользоваться.

Да и глобально если посмотреть. Чего-то мы хотим, но почему мы этого не можем? Нам что-то мешает. Есть какой-то барьер, который тебя не допускает. Конечно, можно написать книжку о том, что там за барьером, как это все хорошо, как мы все должны туда попасть и какие нужно делать упражнения для того, чтобы там оказаться. Типа два шага вперед, потом шаг вправо, потом поворот на 43 градуса, потом еще шаг вперед. Может этот путь и позволяет этот барьер обойти, но так как все люди находятся в разных местах, то для каждого количество шагов и углов будет своим, и когда они по книге сделают нужные движения, они упрутся в тот же самый барьер. Хотя в книге будет написано, что барьер останется в стороне. Вот и начинаются сомнения: может я что не так сделал, может угол не точно отмерил и тому подобное. Начинают вымерять углы, минуты, метры, а на деле может быть тебе всего-то нужно пол шага сделать, только не на 43 градуса, на все 180. Гораздо проще ведь научиться НЕПОСРЕДСТВЕННО видеть этот барьер. Тогда тебе не нужна схема, ты его видишь, ощущаешь его структуру, ты можешь разобрать его, либо увидеть рядом дверь, либо плюнуть и сказать – ну и хрен с ним с этим барьером, меня он вполне устраивает. И все.

Но это поначалу кажется нудным. Нет романтизма, нет игры в казаки-разбойники – по стрелочкам куда-то там пробираться, где кто-то оставил какой-то клад. Нет этой игры. Это все равно, что ты всю жизнь прожил в своей квартире, в замкнутом помещении. И тебе, конечно, интересно помечтать о том, что там снаружи. Ты можешь мечтать, как-то придумывать, посмотреть по телевизору. А когда дело доходит до того, чтобы спуститься на первый этаж, на котором ты вообще никогда не был, и там в паутине найти дверь и поискать ключ от этой двери — это скучно. Это совсем не интересно по сравнению с телевизором и с мечтами о внешнем прекрасном мире. Но естественно, когда ты выходишь из этой двери, ты понимаешь, что это гораздо интереснее, чем телевизор – самостоятельно побродить в реальности.

Все становится очень конкретным, прагматичным, но реальным. Да в общем-то телевизор никто не отменяет, в этом свой прикол есть. Но он не соизмерим с возможностью путешествовать. Поэтому я не говорю, что все – надо стать каким-то скучным человеком, который копается всю жизнь, работает и пашет. Это вещи параллельные. Но сам процесс выхода — скучный, прагматичный и лишенный всяких фантазий, иллюзий и романтики…

Источник:

Рассылка «Йога и не только»

сентябрь 2005

.