Yoga-Kids: Встань в позу!

Самая авторитетная методика преподавания йоги для детей – YogaKids – родилась, как ни странно, не в Индии, а в США. Американка Марша Вених, практикующая йогу более 20 лет, еще и мама двоих детей. Именно для них она когда-то начала разрабатывать детский комплекс. Асаны и дыхательные упражнения Марша разбавила музыкой, рисованием, чтением и еще много чем. Сейчас YogaKids преподают в 25 странах.Йога – это больше, чем гимнастика. Увлеченные йогой дети увереннее в себе и крепче физически. Им легче учиться, они общительнее, быстрее заводят друзей.

Заниматься йогой сейчас модно, и тренеры по фитнесу часто набирают еще и группы по йоге. Только вот качество этих занятий часто оставляет желать лучшего. Ведь, как считают индийцы, йога – это целое мировоззрение, и нести его в массы могут только самые достойные.

Самая авторитетная методика преподавания йоги для детей – YogaKids – родилась, как ни странно, не в Индии, а в США. Американка Марша Вених, практикующая йогу более 20 лет, еще и мама двоих детей. Именно для них она когда-то начала разрабатывать детский комплекс. Асаны и дыхательные упражнения Марша разбавила музыкой, рисованием, чтением и еще много чем. Сейчас YogaKids преподают в 25 странах.

Чтобы увлечь ребенка йогой, вовсе не обязательно грузить его терминами типа «сарвангасана» или «бхуджангасана». «Никаких выдающихся способностей для занятий йогой не нужно. Она не предполагает соревновательности: ты сравниваешь себя не с другими, а с собой вчерашним. И значит, прогресс есть всегда», говорит Вика Занкина, первый и пока единственный преподаватель YogaKids в России. Она не только училась у Марши Вених, но и закончила магистратуру Ворвикского университета в Великобритании, защитив диссертацию «Йога и творчество».

Каждое заняте посвящено определенной теме – например, джунглям. Вслед за тренером дети изображают, как шумит лес, как подкарауливает свою добычу крокодил или как дровосек рубит дерево. Один ребенок пытается извиваться, как змея, другой укрощает «змею» игрой на дудочке, третий представляет себя тигром.

Сколько позвонков у змеи? Сколько букв «а» в слове «ящерица»? Как здороваются в Индии, в Англии, в Испании? Такие вопросы обсуждаются по ходу дела. То есть одновременно с азами йоги дети получают массу информации, развивают воображение, учатся формулировать свои мысли и выражать эмоции.

Для взрослых асаны и пранаяма – это прежде всего способ избавиться от застарелых болячек. Детям же никакого результата не нужно – они просто играют. А играя, познают мир, развивают гибкость, и избавляются от внутренних физических и психических зажимов – как ни странно, у маленького ребенка их бывает предостаточно. «Как-то раз ко мне пришла мама четырехлетнего мальчика, — рассказывает Вика. – Она сомневалась, что что он сможет заниматься: ей казалось, что он еще «слишком маленький». Я объяснила, что ничего сверхсложного мы не делаем и убедила оставить Артема на занятии. И вот идет урок – все дети встают в асаны, рисуют, поют, общаются. А Тема вошел и сразу сел, сложа руки: «Я ничего не умею – я слишком маленький».

Вика стала показывать несложные позы: «Встань вот так, голову поверни направо, а вот эту руку поднимай вверх.» Уже через полчаса мальчик втянулся в игру, и, разумеется, все у него получалось не хуже других. Напоследок Вика научила его вставать в позу героя и громко говорить: «Я — сильный, я все могу!» По-взрослому это называется «аффирмацией», Занкина же такие упражнения зовет «афоризмами для харизмы». В свободное от занятий время она переводит учебник по YogaKids на русский язык и адаптирует его для наших детей. Полгода Вика преподавала йогу для детей в Англии, вернулась в Россию в декабре. И на первом же занятии поняла, как сильно отличаются наши дети от английских. «Английские дети – они такие, как бы объяснить…ну вот такие. – Чертит в воздухе квадратик. – Они очень аккуратно повторяют все, что ты им показываешь, но особого проявления эмоций от них не дождешься. Наши дети более открытые, они все делают как-то радостнее, и поэтому результаты лучше».

Наталья Склярова,
журнал «Ваш Досуг», №5 (457),
февраль 2006
Клуб «Индокитай»