Расшифровка смысла романов Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев

Эти два романа — самые эзотерические тексты русской литературы 20 века, несмотря на то, что многие считают их вполне незамысловатыми и легкомысленными. На мой взгляд, это более эзотерические тексты, чем даже «Мастер и Маргарита». Следует сразу сказать, что авторы, наверняка, не догадывались об оккультном смысле своих произведений и тут нет противоречий, ибо талантливые люди способны внерациональными путями транслировать некоторые оккультные законы.Эти два романа — самые эзотерические тексты русской литературы 20 века, несмотря на то, что многие считают их вполне незамысловатыми и легкомысленными. На мой взгляд, это более эзотерические тексты, чем даже «Мастер и Маргарита». Следует сразу сказать, что авторы, наверняка, не догадывались об оккультном смысле своих произведений и тут нет противоречий, ибо талантливые люди способны внерациональными путями транслировать некоторые оккультные законы просто в силу того, что они чувствуют и воспринимают эти оккультные смыслы своим тонко настроенным творческим разумом и не только разумом, но и всем телом или всеми телами.

Чтобы уяснить смысл романов, следует внимательно прочитать «Арканы ТАРО», тогда сразу станет ясно, что основная цель Пути Остапа Бендера — достижение Бессмертия. Что имеется в виду? Имеется в виду то, что Остап Бендер в романе «Золотой теленок» проходит все Арканы, представленные в системе Арканов ТАРО, а в романе «12 стульев» он пытается пройти через все 12 созвездий Зодиака. В некотором смысле оба текста — закодированные мистерии, целая серия инициаций, посвящений.

Вначале то, что попроще. Все 12 стульев, а вернее, те персонажи, которые ими обладают — представляют все 12 знаков Зодиака. Так называемая «работа с созвездиями» — это основное содержание и смысл 18 Аркана Луна. Смысл в том, чтобы пройдя многими человеческими путями, обрести опыт взаимодействия с этими созвездиями или точнее — с их представителями. В йогической практике подобное действо называется Сурьянамаскар — динамический комплекс асан, в котором каждая асана есть символический образ того или иного созвездия, его информационная и энергетическая матрица. Методология Остапа не проще и не менее искусна, ведь ему приходится каждый раз подстраивается к тому или иному «созвездию», мало того, как правило, чтобы получить стул, он каждый раз вынужден что-то отдавать. Остап очень грамотный адепт, он Мастер Жизни, он чтит Уголовный Кодекс и понимает, что грабеж — это самый плохой метод взаимодействия с окружающим миром. Если стул с потенциальным сокровищем — это энергия, то его взаимодействия с обладателями стула — это всегда обмен энергией и информацией.

Итак, 1 стул — знак Близнецы, стихия Воздух. Это стул, находившийся в бывшем доме Ипполита Матвеевича Воробьянинова, которого мы далее будем именовать для краткости Киса, в котором на момент появления в Старгороде Остапа был 2-й дом Старсобеса. Принадлежность к стихии Воздуха — духовые инструменты, на которых играли приживалки, пение старух, которым встретил этот знак Остапа, дымоходы, чердаки, по которым лазил мнимый инспектор пожарной охраны, многочисленные двери в том числе и с духовыми пружинами, громкоговоритель — труба, огнетушитель, который взял самое верхнее фа. Близнецы — это братья Альхена — Исидор, Афанасий, Кирилл, Олег и Паша Эмильевич, укравший стул. Кроме того, Киса и отец Федор, оба схватившиеся за ножки стула представляют собой почти точно графическое изображение знака Близнецов, такие вот Кастор и Поллукс. Пинание друг друга ногами и плевание — это инверсия, пародия на всю мифологию, связанную с образами Близнецов. Кроме того, стул во время этой комичной битвы находился в воздухе.

2 стул — знак Дева, стихия Земля. Хотя мадам Грицацуева, вовсе даже не Дева, но даже вдова, но все здесь пародия. Знойная женщина, мечта поэта — арбузные груди, краткий, выразительный нос, расписные щеки, мощный затылок и необозримые зады. Настоящая Афродита Пандемос, веленсдорфская Венера, олицетворенное плодородие Земли — Матери. Остап здесь жених, марьяжный король, был элегантен и пьян. Дарит вдове минуты любви и надежду, забирает у нее стул, золотую брошь, дутый золотой браслет, полдюжины золоченых ложечек и чайное ситечко.

3 стул — знак Лев, стихия Огонь. Людоедка Эллочка. Она Львица, потому что она — Людоедка, язык, состоящий почти из одних междометий, людоедский крик — Хо-хо, рыжий цвет волос, собачья шкура, изображавшая выхухоль, шиншилловый палантин (русский заяц, умерщвленный в Тульской губернии), комната, обставленное существом с воображением дятла, халатик, отороченный загадочным мехом то ли мексиканский тушкан, то ли шанхайский барс, все принадлежит в той или иной степени к миру животных. Остап играет делового человека имеющего в знакомых председателя ЦИК Узбекистана и дипломатов, совершает обмен — ситечко на стул.

4 стул — знак Водолей, стихия Воздух. Инженер Щукин. Тут все ясно как день. Фамилия Щукин и рыбная, и к воде имеет отношение. Вокруг голого была вода, выливавшаяся в щель квартиры. «Скажите, это вы здесь льете воду? — спросил Остап раздраженно». «Шумели краны. Вода в столовой образовала водоворот. В спальне она стояла спокойным прудом». «Воробьяниновский стул стоял в столовой, где было наиболее сильное течение воды… Стул слегка подрагивал и, казалось, собирался немедленно уплыть от своего преследователя». Остап представляется знакомым Эллочки, стул получает в обмен на неоценимую услугу: «Вы меня просто спасли!». Характерно, что каждый раз, прежде чем попытаться получить стул, надо войти в «созвездие», каждый раз применяя разные технологии контакта. На этот раз дверь была открыта длинным ногтем большого пальца.

5 стул — знак Козерог, стихия Земля. Авессалом Изнуренков. На то, что это Козерог указывают следующие характеристики: постоянное блеяние, волосатые руки, бешено работающие ноги, подскакивание во время бега. Остап здесь официальное лицо – нечто вроде судебного пристава, стул забирает, ничего не давши взамен, собственно, хозяин в силу спутанности сознания тут же забыл о потере.

6 стул — знак Овен, стихия Огонь. Поэт халтурщик Ляпис Трубецкой. Человек с бараньей прической, брюки из белой рогожки, кроме того, авторы сообщают: «Как и следовало ожидать, рассказ о Клотильде не вызвал в бараньей душе Ляписа никаких эмоций». Стул Остапом похищен не был, на этот раз он просто залез в комнату в отсутствии хозяина и вспорол обшивку.

7 стул — знак Весы, стихия Воздух. Стул стоявший в редакции «Станка». Почему это Весы? Причин несколько — во первых — Весы — это единственно неживой объект среди зодиакальных знаков, это инструмент, именно поэтому редакция газеты называется «Станок». Верстка газеты — это постоянная борьба за равновесие. Все отделы и авторы хотят дать материал, но площадь не резиновая, поэтому главному редактору постоянно приходится убирать, убавлять, добавлять материалы. Стихия Воздух — такую же привязку дал Джеймс Джойс в «Улиссе» — тамошняя редакция газеты ассоциируется с островом Бога Ветров Эолом «Одиссеи» Гомера. Редакция — это место, куда прилетают новости со всего света, где беспрерывно открываются и закрываются двери, где постоянно циркулирует воздух. Остап входит в «созвездие» якобы желая предъявить претензии.

8 стул — знак Рыбы, стихия Вода. Стул, вскрытый на пароходе «Скрябин», во время путешествия по Волге, в качестве лжехудожников. Стул, плывший по течению реки, который покачивался, вращался, погружался в воду, снова всплывал. «Вода свободно вливалась в его распоротое брюхо». Остап философствует: «Этот стул напоминает мне нашу жизнь. Мы тоже плывем по течению. Нас топят, мы выплываем». Плакат, нарисованный Остапом был платой за этот стул.

9 и 10 стул — знак Стрелец, стихия Огонь, знак Рак, стихия Вода. Это два стула проданные концессионерам монтером Мечниковым, человеком, измученным нарзаном. То, что один стул относится к знаку Рак, стихия Вода, очевидно, ведь он также был украден с парохода, во время круиза по реке. Почему второй стул Стрелец? Фамилия Мечников дает аллюзию на Лук Стрельца, Меч — тоже оружие. Стулья покупаются за деньги.

11 стул — знак Телец, стихия Земля. Захват стула происходил во время ялтинского землетрясения. То, как Киса прыгал за стулом, напоминало древнюю мистерию тавромахии, а «тавр» — это и есть Бык — Телец. «Стул сам собой скакнул в сторону и вдруг, на глазах изумленных концессионеров, провалился сквозь пол». «Издав собачий визг, Ипполит Матвеевич вцепился в него мертвой хваткой…залаял и, подхватил стул, побежал за Остапом». Затем, после вскрытия: «Раздался третий удар, земля разверзлась и поглотила, пощаженный первым толчком землетрясения и развороченный людьми гамбсовский стул». Наконец, Крым в древности назывался Таврия, Таврида.

12 стул — знак Скорпион, стихия Вода. Авторы несколько раз повторяют, что последний стул скрылся в товарном дворе Октябрьского вокзала. А знак Скорпион начинается как раз в Октябре. Остап отыскал этот стул в дождливый октябрьский день. И наконец, это Скорпион, потому что Киса во имя именно этого стула подло зарезал острой бритвой своего компаньона: «Далеко отставив руку с бритвой, изо всей силы косо всадил все лезвие сразу в горло Остапа. Сейчас же выдернул бритву и отскочил к стене» — очень похоже на пластику Скорпиона, который жалит свою жертву.

Читать продолжение

Источник:
Ulisses. 2006.
Сайт «Путь Одиссея»