Психология нового человека

Психология нового человекаЖизнь — это школа. Вы должны вернуться, если вы не выучили урок. Если вы выучили его, вам не нужно возвращаться ни в какую клетку, ни в какое заточение; вы можете расширить ваше сознание до всего сущего. Это и есть истинный поиск религии: как освободить себя от всех своих оков и позволить себе быть во всём этом безграничном и вечном сущем. Всё, что я говорю вам, вы знаете тоже, но вы не осознаёте этого. Вы забыли это; так или иначе, все мы знаем с самого начала, что произойдёт с нами. Но вы так сильно заняты заурядной обыденной жизнью, что продолжаете забывать основную истину своего существа.Психология нового человекаЖизнь — это школа. Вы должны вернуться, если вы не выучили урок.

Если вы выучили его, вам не нужно возвращаться ни в какую клетку, ни в какое заточение; вы можете расширить ваше сознание до всего сущего. Это и есть истинный поиск религии: как освободить себя от всех своих оков и позволить себе быть во всём этом безграничном и вечном сущем.

Всё, что я говорю вам, вы знаете тоже, но вы не осознаёте этого. Вы забыли это; так или иначе, все мы знаем с самого начала, что произойдёт с нами. Но вы так сильно заняты заурядной обыденной жизнью, что продолжаете забывать основную истину своего существа.

Английское слово «грех» в своём подлинном первоначальном смысле означает забывчивость. Подлинный смысл слова замечателен, оно означает забывчивость и всё, никакого осуждения с которым используют христиане это слово. Вам видна разница? Грешник — это только тот, кто забыл свою истину; нечего осуждать, ему просто нужно напомнить. Когда вы используете грех для осуждения, тогда дело не в том, чтобы напомнить ему, а в том, чтобы бросить его в пламя ада. Священники, похоже, профессия самых больших ловкачей в мире: они уничтожили замечательное слово с таким значением. Забывчивость — вот правда о человеке. Это единственная разница между ним и Пробуждённым, просветлённым: пробуждённый вспомнил свою суть, своё существо вечное. Потому Гаутама Будда и пользуется всё время словом «саммасати», что значит «правильное воспоминание».

Если забывчивость ваш грех, значит, осознание — правильное воспоминание — это ваша добродетель. И тогда вся религия окрашивается в новый цвет — нет ада, нет рая, нет священников разного рода — есть только простое понимание; что вы забыли, вы можете вспомнить. Разница между святым и грешником невелика, быть может всего лишь миг. Святой вспомнил, а грешник вспомнит; получив шанс и возможность, он вспомнит это. Только святой, который почтителен и к грешнику, — это настоящий святой — он знает: «Разница не большая. Если сегодня я святой, завтра и он может стать святым». Осуждение невозможно, все они уродливы, а все ваши религиозные писания полны осуждения. Избавьтесь от всего, что уродливо. Будьте более человечны, более любящи, более сострадательны, и, возможно, вам удастся создать атмосферу, в которой и другие тоже смогут вспомнить это. Это и есть моя работа здесь — не изменять вас, не формировать из вас какой-то идеал, не давать вам десять заповедей: «Вы должны делать это, не должны делать то». Мне нет дела до этого; это дело священника. Я не священник. Я просто один из вас. Я вспомнил, поэтому мне известно, что у вас тоже есть способность вспомнить; когда-то я тоже был в такой ситуации — забыл самого себя. Я знаю обе ситуации — забывчивость и воспоминание, вы знаете только одну — забывчивость.

Через девять лет, когда Бодхидхарма возвратился в Индию, тысячи людей стали его учениками. Он выбрал четырёх из них для финального испытания Огнём, потому что из тех четырёх один должен был стать его преемником — продолжать работу в Китае. Была огромная тишина, хоть там сидели тысяча учеников. Все знали, что те четыре человека были достойными, но было очень трудно сказать, кто же был самым достойным… Бодхидхарма спросил первого человека: «Расскажи мне сущность мудрости». И человек сказал: «Сущность мудрости в том, что царство Божье внутри вас». Бодхидхарма сказал: «У тебя моя плоть, но плоть — это не очень глубоко. Ты не будешь моим приемником. В том, что ты сказал, есть далёкое эхо истины, но это слишком далёкое эхо». Он спросил второго ученика: «Скажи мне ты — что есть сущность мудрости?» И тот сказал: «Сущность мудрости — это медитация, пребывание в полном молчании». Бодхидхарма сказал: «У тебя мои кости, но не я. Ты не можешь быть моим приемником». Он повернулся к третьему человеку и задал тот же вопрос: «Что есть сущность мудрости?» Третий сказал: «Сущность мудрости — привести свой потенциал к его окончательному проявлению, цветению, принести расцвет своему существу». Бодхидхарма сказал: «У тебя мой костный мозг, но всё же ты не способен быть моим приемником. Ты очень близко, но даже эта близость дистанция». Он повернулся к четвёртому человеку и задал тот же самый вопрос. И четвёртый человек со слезами на глазах припал к стопам Бодхидхармы, не говоря не единого слова. Бодхидхарма сказал: «Я понимаю твоё молчание, но эти тысячи людей не поймут его. Ты должен перевести своё переживание в слова. Говори!» И человек произнёс со слезами: «Я не знаю». А Бодхидхарма сказал: «Тебе быть моим приемником, потому что тот, кто может сказать: «Не знаю», — уже достиг дверей храма мудрости, уже стоит у дверей. Его невинность, его незнание являются началом Знания».

Что больше, чем мудрость? Невинность больше, чем мудрость, потому что мудрость — это всего лишь коллекция пустых слов. Настоящий искатель хочет не узнать истину, он хочет стать ею.

Мудрости не будет достаточно. Она хороша для учёных, священников, проповедников, Пап, шанкарачариев и имамов, — но этого недостаточно для настоящего искателя.

В восточной традиции Тантры говорится о семи чакрах — семи центрах вашего роста. Это то, в чём следует очень тщательно разобраться. Это восточная находка внутренней лестницы роста. Тантра говорит о семи центрах, а удовольствие — это даже не низший центр. Удовольствие — феномен биологический, это ваша сексуальность. Они использует вашу энергию, но ограничено биологией. Поэтому у биологии есть свои собственные методы сохранять непрерывность потока жизни. Центр выше удовольствия — это первая чакра, которая иногда — очень редко — переживается случайно. Люди не знают всей науки Тантры, иначе каждый смог бы почувствовать первый центр очень легко.

Психология нового человекаПервые три чакры эгоистичны: первая — это бессознательное оргазмическое удовольствие; вторая полусознательное, полуспящее; третья — полностью сознательное, оргазмическое удовольствие. В третьей ваша любовь и ваша медитация встречаются. Следующие три… Четвёртая — это сердечный центр. Только в четвёртом начинается новый мир — мир любви. Ниже четвёртой было только утончение сексуальной энергии, в четвёртой вы превосходите секс полностью. Вы вошли в новый вид энергии, качество отличный от секса. Это та же самая энергия, но столь очищенная, что само это утончение делает её совершенно новым феноменом. В четвёртом центре, когда вы входите в любовь, вы чувствуете это, но не можете выразить. Это настолько ново… у вас не находиться никаких слов. Это настолько неведомо и внезапно, что время останавливается, ум останавливается. Вы оказываетесь в тишине, о которой никогда прежде и не мечтали. С пятым центром выразительность приходит в существо: любовь становиться творчеством. Они могут выразиться разными способами у разных людей — она может стать музыкой, она может стать поэзией, она может стать скульптурой, она может стать танцем — возможности безграничны. Но одно определённо: когда вы в пятом центре, любовь становится творческой. Ниже пятого центра любовь была только производительной — производящей детей. В пятом центре она становиться творческой; вы творите новый вид детей. Для поэта его поэзия — это его ребёнок; для музыканта его музыка — это его ребёнок. В пятом центре каждый становиться матерью. Если первые три центра были сосредоточены на собственном «я» — вот почему секс никогда не осуществляется, секс всегда ссора, борьба. Он создаёт интимных врагов, а не друзей, поскольку оба партнёра эгоистичны. Каждый желает получить всё больше и больше удовольствия от другого. Никто не готов отдавать, обоим не достаёт.

Четвёртый и пятый центр сосредоточены на ином, они изменяют направление: переход от получения к отдаче. Поэтому в любви нет ссор, нет ревности, нет борьбы. Она даёт свободу. Она созидательна, она творит нечто прекрасное для другого, для возлюбленного — будь то живопись, или музыка, или прекрасный сад, но центром является возлюбленный. Это не ради своего собственного удовольствия, это ради счастья и удовольствия другого. Если другой счастлив, счастливы и вы.

С шестым центром ваша энергия входит опять в новое переживание. В Тантре это называется «открытие третьего глаза». Это всего лишь символ. Он означает, что вы теперь достигли ясности видения, вы можете видеть без всякой помехи; вы можете видеть без всякого проектирования умом, вы можете видеть вещи как они есть — в их истине, в их красоте; не так, как вы проектировали что-то. До этого центра проектирует каждый. С раскрытием третьего глаза вы больше не отделены от другого. В первых трёх центрах вы были эгоистичны, сосредоточены на себе; с двумя другими центрами вы были ориентированы на другого. С шестым вы становитесь едины с другим — больше нет разделения. Они начинают понимать друг друга без единого слова. С седьмым — который является высшим при восхождении человека в теле, он называется сахасрара, седьмой центр вашего существа — вы становитесь едины со всей Вселенной. Сперва вы становитесь едины со своим возлюбленным в шестом центре; в седьмом вы становитесь едины с окончательным, с Целым. Это весь спектр духовного роста. Это факт, установленный всеми мистиками: с седьмым вы становитесь абсолютно свободными от всех тюрем, от всех мыслей, от всех религий, от всех идеологий; с седьмым ваша клетка исчезает, вы становитесь едины с Целым.

Немного о перспективе человечества. Будущее только кажется мрачным, но оно казалось таким всегда. В этом нет ничего нового. Можете вернуться как угодно далеко в прошлое, в человеческую историю, вплоть до того начала начал, когда Адама и Еву изгнали из Эдемского сада, и вы увидите, что будущее всегда выглядело мрачным. Каким казалось им будущее? Должно быть, совершенно мрачным. На какое будущее могли они надеяться? Впереди ждали только смерть и тьма, и это, несомненно, было очень пугающим. В этом чувстве современного человека нет ничего нового, оно такое же древнее, как само человечество. Откройте древнейшие тексты, и в любом из них будет сказано: «Будущее мрачно». И из этого с неизбежностью следует, что прошлое было золотым веком. Будущее мрачно. Прошлое было чудесным — Сатья-югой, эпохой Истины, но будущее станет Кали-югой, эпохой Смерти и Тьмы. Такое отношение корениться в глубине разума — оно никак не связано с текущим временем и окружающей вас действительностью. Вы должны отбросить такие пессимистические настроения. Всё зависит от вашей точки зрения.

В прошлом войны шли постоянно, потому что те войны были не эффективными, в них не было большой опасности. Вот почему в течение трёх тысячелетий у нас произошло шесть сотен войн. Тогда не было никаких трудностей, это были просто игрушки. И эгоистический разум мужчины наслаждался ими, он очень нуждался в них. Если бы не атомные бомбы, войны по прежнему продолжались бы. Атомная бомба стала окончанием войн. Мировой войны уже не будет.

Будущее не мрачно. Сам факт существования атомной бомбы означает, что решение начать войну станет всеобщим самоубийством. Кто пойдёт на такой риск? Победителя не будет, потому что все погибнут. Война имеет смысл, когда кто-то побеждает, а другой терпит поражение. Но если никто не победит, если погибнут оба противника, война становится бессмысленной. Сейчас просто смешно начинать войну.

Вот одна история: одного человека постигли все несчастья, какие только могут случиться в жизни, но он никогда не жаловался. Он женился, но жена сбежала с одним из слуг. У него была дочь, но её обманом увёл какой-то негодяй. У него был и сын, но сына линчевали. Его сарай сгорел в пожаре, дом снесло ураганом, град побил все посевы, а банкиры растащили по закладным всю его ферму. И всё же с каждым новым ударом злого рока он опускался на колени и благодарил «Бога Всемогущего за его бесконечную милость». Со временем, без гроша в кармане, но по-прежнему покорный воле небес, он оказался в местной богадельне. Однажды настоятель отправил его пахать картофельное поле. Налетела буря, и, когда она уже стихала, с небес ударила молния. Она расплавила плуг, сожгла на человеке почти всю одежду, спалила ему бороду, выжгла на его голой спине клеймо соседа — скотопромышленника и отбросила его на ограду из колючей проволоки. Вернувшись в сознание, он медленно опустился на колени, сложил ладони, вознёс глаза к небу и впервые в жизни возмутился: «Господи, — сказал он, — но ведь это уже просто смешно!»

Думая об атомной бомбе, я испытываю огромную надежду. Я верю, что с каждым днём жизнь становится всё лучше и лучше. Именно из-за существования атомной бомбы любая война станет всеобщей. Вплоть до нашего времени войны были локальными — погибали только немногие, — но теперь в войне погибнет вся земля. Мы достигли виртуозного уровня в искусстве убивать. Сейчас у нас столько бомб, что каждого человека можно уничтожить тысячу раз; мы способны уничтожить тысячу таких планет. В сравнении с нашей разрушительной силой Земля стала совсем крошечной, она превратилась в ничто. Кто возьмёт на себя такой риск и ради чего? Вы уже не сможете насладиться победой — не будет вообще никого. Войны не будет. Третьей мировой не будет. Она не начнётся не благодаря Будде или Христу, не благодаря их учениям о ненасилии и любви — нет! Её не будет благодаря атомной бомбе, потому что сейчас смерть стала абсолютной. Будет уничтожен не только человек — с лица земли исчезнут птицы, звери, деревья, всё живое. Задумайтесь об этом с такой точки зрения, и вы будете поражены: будущее уже совсем не кажется мрачным.

С успехами в экономике и в технологиях приходит и разочарование. Особенно запад действительно разочарован. Разочарование тенью следует за успехом. На Востоке нет разочарованности, потому что нет успехов. На Западе царит полное разочарование, потому что он добился успеха; там человеку доступно всё что угодно, но он по-прежнему не удовлетворён. В этом заключается смысл медитации, религиозности. Да, вы можете разочароваться, вы можете прийти к насилию из-за того, что все ваши надежды рухнули: вы добились успеха, но оказалось, что ничего этим не добились — и вы испытываете разочарованность, вы становитесь убийцей, вы можете стать самоубийцей. Однако существует и другая возможность: вы можете думать и совершенно иначе, вы можете задуматься о том, что во внешнем мире успеха вообще нельзя добиться, что успех — это нечто внутреннее, что вы двигались в неверном направлении. Неправильным было само направление — вот почему вы потерпели неудачу. Из-за такой неудачи, разочарованности, людей Запада всё больше интересует медитация, молитва, созерцание. Это тоже часть разочарованности. Мои собственные наблюдения сводятся к тому, что чаще всего человек начинает заниматься медитацией только тогда, когда у него остаются две возможности: самоубийство или трансформация, духовный рост. Когда кажется, что во внешнем мире не остаётся выбора, кроме самоубийства — ничего больше, — человек обращается к внутреннему. Он обращается внутрь себя только в этот миг, только на пике разочарованности. Чтобы у вас возникло желание, стремление к внутреннему паломничеству, вы должны достичь полного разочарования во внешнем мире, во всех внешних путешествиях; всё внешнее должно казаться вам бессмысленным. Так было всегда. Запад уже достиг необходимой разочарованности. Некоторые прибегли к насилию: одни стали убийцами, другие — самоубийцами, но большая часть человечества начинает обращаться внутрь себя.

Психология нового человекаБудды всегда объясняли вам, что вы существуете неосознанно, что вы похожи на роботов. Современный мир отнял у вас последнюю иллюзию, он открыл вам правду: вы действительно автоматы и ничего больше — эффективные или неэффективные, но автоматы. Машиной человека сделали не промышленность и технологическое развитие. Человек всегда был автоматичен. Промышленная революция только разоблачила эту истину. Это невероятное откровение. Всегда существовала некая иллюзия свободы, но теперь появились механизмы, и это заставило вас осознать, что вы тоже не что иное, как машина. Иначе и быть не могло, потому что только жизнь в окружении машин позволяет осознать механичность вашей собственной жизни. Вы всегда жили среди деревьев, животных, людей, и потому у вас сохранилось ложное представление о том, что свобода существу
8000
ет. Запомните, свобода возникает только после достижения полной осознанности. Свободен только Будда. Никто другой не свободен, никто другой не может быть свободен. Но люди верят… это слишком утешительная иллюзия. Современный мир отобрал у вас эту иллюзию, потому что теперь у людей возникает желание быть свободным, огромное стремление стать чем-то помимо машины. К примеру, компьютеры доказали, что, каким бы действенным ни был ваш разум, он ещё не делает вас настоящим человеком, потому что компьютер способен делать многое гораздо лучше, чем ваш разум. Теперь те люди, что снимались серьёзной математикой, оскорблены, так как компьютер делает это намного лучше. Какой урок можно из этого извлечь? Мозг — это просто биокомпьютер. Не будь компьютера, вы никогда бы не узнали, что ваш мозг — просто компьютер, не что иное, как машина. Есть лишь одна вещь, на какую компьютер не способен. Он логичен, но не умеет любить; он рационален, но никогда не сможет медитировать. Компьютер не способен медитировать, компьютер не может любить — вот в чём надежда, вот в чём человек по-прежнему превосходит машину.

В грядущую эпоху, решающим фактором станет именно любовь; не логика, потому что логика компьютера совершенна, она превосходит искусство Аристотеля; не математика, потому что компьютер способен на большее, чем Альберт Эйнштейн. Компьютер решит любую из тех задач, на решение которых учёные прежде тратили целые годы. Он сможет решить её за доли секунды. Рано или поздно наука окажется в руках компьютеров — учёные, будут нужны лишь за тем, чтобы ухаживать за компьютером, вот и всё. Это невероятно важно. Компьютеры могут вызывать страх, они могут заставить вас прийти к выводу о том, что нет ничего иного, что человек — просто машина. Однако они могут наполнить вас и великой надеждой, потому что компьютеры показали: голова не является подлинной сущностью человека. Теперь нам придётся искать своё существо, Будду, потому что у компьютера его нет. Только поиски своего Будду, сердца, только танец, пение и любовь сердца позволят нам сохранить величие и славу человека — иначе они исчезнут.

У будущего есть не только тёмные стороны явлений, но и светлые. Осознавайте светлые стороны, рассвет наступит очень скоро. Да, ночь ещё темна, но будущее совсем не мрачно — вовсе нет. Напротив, впервые в человеческой истории Буддами смогут стать миллионы людей. В прошлом Буддами становились только единицы, потому что людям очень редко удавалось осознать механичность человека. Чтобы понять, что человек является машиной, требовался огромный здравый смысл, но теперь для этого не нужно большого ума: то, что человек — машина, стало совершенно очевидным.

Мы прожили на Земле миллионы лет. Мы постепенно, очень медленно развивались и становились всё более искусными в технологиях, но нам ещё никогда не удавалось нарушить равновесие природы — до сих пор мы представляли собой очень слабую силу. Теперь наша энергия впервые стала больше, намного сильнее, чем та энергия Земли, которая поддерживает её равновесие. Это невероятное явление. Человек стал настолько могущественным, что может нарушить природное равновесие. Но он не сделает этого, потому что нарушение равновесия природы означает его собственную гибель. Он найдёт новые решения, новые решения всегда можно найти. Путь восстановления тонкого природного равновесия заключается не в отказе от технологии. Решение этой проблемы станет ещё более высокая технология, высшая технология. Если технологии удалось нарушить это равновесие, то почему она не может восстановить его? Всё, что может быть уничтожено, можно и создать.

Теперь почти возможно заставить города летать в небе, висеть в воздухе на огромных воздушных шарах. Человеку уже не обязательно жить на земле. Это было бы по-настоящему прекрасно — города, парящие в небе, зелёная земля внизу; вновь появились бы те бескрайние леса, какие покрывали землю, когда человек ещё не начал их вырубать. Земля ещё может стать такой, как прежде. И по выходным можно было бы спускаться на землю… Теперь можно создать города, плавающие в океане, и это тоже было бы чудесно. Можно сделать подземные города, чтобы не разрушать поверхность земли, её зелень. Можно жить в подземных городах с вентиляцией. Вы могли бы выходить на поверхность для своей воскресной молитвы, а затем возвращаться. Человек может даже перебраться на другую планету. Нашей следующей колонией могла бы стать Луна, Луну тоже можно сделать обитаемой. Это не отбрасывает нас назад — назад вообще невозможно вернуться. Человек уже не может жить без электричества, не может жить, без тех удобств, что созданы технологией. Однако в этом и нет нужды, иначе мир опять стал бы нищим.

Вы не представляете себе, как человек жил в прошлом — он был вечно голоден и болен. Вы не представляете себе этой жизни, люди уже позабыли о ней. Вы не можете себе представить, каким низким был тогда средний возраст; из двадцати рождавшихся детей выживали только двое. Жизнь была отвратительна. Без машин все оставались в рабстве. Это рабство исчезло с лица земли только благодаря машинам. Чем больше будет машин, тем меньше останется рабства. Если бы было больше автомобилей, лошади вновь стали бы свободными; волы снова освободятся, если появится больше машин, выполняющих их работу. Животное тоже можно освободить от рабства. Без машин свобода невозможна. Отбросьте машины, и человек снова станет рабом. Появятся те, кто будет властвовать и господствовать. Вы видели пирамиды? Они выглядят такими прекрасными, но во время строительств каждой из них гибли миллионы людей. Их можно было возвести только такой ценой. Все прекрасные замки и крепости на свете… Они могли быть построены только с помощью насилия. Великая китайская стена — на её строительстве погибли миллионы. Их принуждали, целые поколения людей заставили умереть. Теперь люди приезжают, чтобы посмотреть на неё, но они совершенно забыли…

Электричество и технологии впервые взяли на себя весь груд, теперь человек может не работать. Технология может полностью освободить человека от труда, и земля в первый раз может стать жизнерадостной. Впервые роскошь станет доступной всем. Нет смысла возвращаться к прошлому. Путь всегда ведёт вперёд: чтобы восстановить природное равновесие, человеку нужна ещё более развитая технология. Земля может стать настоящим раем. Я — целиком за науку. Моя религия не противоречит науке, она впитывает науку в себя. Я верю в мир науки. Благодаря науке у человека появится великая, самая величайшая религия: когда человек станет по-настоящему свободным и жизнерадостным, когда ему не нужно будет тяжко грудиться, он сможет высвободить свои невероятные творческие способности. Люди будут писать картины, и сочинять музыку, люди будут танцевать, и писать стихи — и люди будут молиться и медитировать. До сих пор творчеством занималась только малая часть человечества, так как всех остальных заставляли работать, делать напрасную работу, которую намного проще было бы выполнить с помощью машин — к тому же это не причиняло бы никому вреда. Впервые появилась возможность всё изменить. Только представьте себе: всё человечество освободилось от тяжелого труда, и его энергия двинулась в новом направлении. Люди станут путешественниками, исследователями, учёными, музыкантами, художниками, они займутся поэзией, танцами и медитацией. Им просто придётся сделать это, потому что энергии нужна какая-то форма выражения. Миллионы людей смогут расцвести, подобно Будде.

Я очень надеюсь на будущее. Оно, будущее, может оказаться мрачным только в том случае, если глупость одержит победу над здравым смыслом. Если старый, прогнивший ум одержит победу над разумностью — тогда будущее действительно станет мрачным. Но оно не будет таким, если меня услышат и поймут. Я за капитализм, потому что капитализм — самый естественный строй. Коммунизм связан с принуждением, это насильственная, искусственная система. Капитализм опирается на естественное развитие — он никому не навязывается, он существует сам по себе. Это часть человеческой эволюции. Капитализм совсем не похож на коммунизм — в нём нет горстки людей, пытающихся силой навязать другим какую-то особую систему. Капитализм — естественное явление, и он чудесно помогает воплощению потенциальных способностей человека. Я целиком за Адама Смита и категорически против Карла Маркса. Капитализм означает неограниченную свободу предпринимательства. Люди должны заниматься тем, чем хотят, ни одно правительство не вправе мешать человеческой свободе. Лучшим является то правительство, которое правит меньше других. Вот что такое капитализм.

Вмешательство государства, национализация промышленности — это просто бесчеловечно. Социализм или коммунизм означает навязывание народу определённой системы. Разве этого можно достичь демократическим путём? Это навязывается силой. Всю страну придётся превратить в один концлагерь. К тому же капитализм психологически правилен, потому что не существует двух одинаковых по своей психологии личностей. Ложна сама идея равенства — она бесчеловечна, ошибочна, ненаучна. Нет двух одинаковых людей, люди не равны. Они отличаются во всех отношениях. Различны их способности, их ум, их тела, их здоровье, возраст, внешний облик и черты характера — всё это отличает одного человека от других. И это очень хорошо. Многообразие обогащает мир, разнообразие делает людей уникальными индивидуальностями. Все должны иметь равные права на то, чтобы развить свои неравные потенциальные возможности, равные права быть тем, кем хочет быть каждый.

Коммунизм во имя равенства уничтожает человеческую свободу. Коммунизм делает людей серыми, тупыми и равнодушными, потому что при коммунизме никто не может быть самим собой, и жизнь теряет всякую радость. Никому не хочется работать на других. Это неестественно, это бесчеловечно. Вы испытываете счастье, когда трудитесь ради детей, ради своей жены. Если вы трудитесь для жены, если вы хотите, чтобы у неё был прекрасный дом — небольшой домик среди холмов, — то испытываете огромное счастье. Вы хотите, чтобы ваши дети были здоровыми, и от этого счастливы. Во имя прекрасного слова «равенство» коммунизм разрушает самое ценное — свободу. Свобода — вот окончательная ценность. Нет ничего выше свободы, потому что только в свободе всё становится возможным.

Капитализм обладает более высокой системой ценностей, чем коммунизм. Коммунизм всегда остаётся диктатурой. Как только исчезает диктатура, люди снова становятся неравными. Посмотрите, что случилось с Советским Союзом за 5-6 лет, все 70 лет диктатуры вылетели в трубу. Коммунизм — это неестественное принуждение. Я не утверждаю, что в капитализме вообще нет ничего плохого. Плохие черты есть, но они ни как не связаны с самим капитализмом. Виноват не он, а человеческое невежество, неосознанность человека. При капитализме случалось много ошибок, это не совершенная система. Это самая совершенная из всех существующих систем, но и она не совершенна, потому что не совершенен сам человек. Она просто отражает человека — со всеми его заблуждениями, со всеми человеческими ошибками.

Современность означает — технологии, научность, промышленность. Только высокая технология позволит нам спасти эту землю и её тонкое экологическое равновесие. Величайшая сложность заключается в том, что восточный склад ума противится технологическим новинкам. Препятствиями стали его устаревшие традиции. Разум народов Востока ограничен, прошлое не позволяет людям Востока понять современный взрыв невероятных знаний, способных превратить землю в настоящий рай. Вопрос не в том, чтобы что-то раздавать беднякам, трудности связаны не с благотворительностью; вся проблема в том, чтобы изменить их склад ума, их образ мышления. Их ум, их образ мышления стал причиной всех его проблем. Человек хочет избавиться от этих трудностей, но по-прежнему цепляется за свой ум. Однако это невозможно. Сначала нужно изменить склад ума, только тогда исчезнут вызванные им проблемы. Здесь людей пугает даже само слово «капитализм». Делай что угодно — если ты говоришь о социализме, всё в порядке.

Проблемы человека можно решить только с помощью капитала, науки и технологий. Технология — это единственное потенциальное средство в руках человека, позволяющее преображать внешний мир. Внешний мир можно полностью изменить. Мы можем даже добиться более устойчивого экологического равновесия, чем природное, потому что методы природы примитивны и стары. Действительно, что такое человек? Это вершина эволюции природы. Если более устойчивого равновесия не сможет добиться человек, то кто же это сможет сделать? Человек — высочайшая вершина природы, и потому именно с его помощью она сможет решить свои проблемы.

Будущее полно надежд, ярких надежд. Оно никогда ещё не было таким, человек может полностью освободиться от тяжёлого физического труда. Человек впервые может жить в роскоши, а жить в роскоши это, значит, быть готовым двинуться внутрь, так как только в этих условиях у него нет никаких внешних преград. Вы можете просто погружаться внутрь себя, вам придётся это сделать — путешествие наружу уже закончилось. Всё, что можно достичь во внешнем мире, уже достигнуто… теперь нас ждут новые приключения.

В будущем со всем человечеством может случиться то, что случилось с Буддой. Он жил в роскоши, он был царевичем, и именно благодаря такой роскошной жизни он начал кое-что осознавать. У него не было никаких внешних трудностей, он мог погрузиться в себя, он мог искать пути и методы проникновения внутрь. Ему захотелось узнать, кто он. То, что произошло с Буддой, может произойти со всем человечеством, если каждый человек станет богатым, богатым во внешнем мире. Материальное богатство является началом внутреннего обогащения.

Я учу вас религии, в которой кроется наука. Я учу вас религии, признающей тело, любящей тело, уважающей тело. Я учу вас земной, мирской религии, которая любит эту прекрасную землю и не противоречит этой земле. Именно земля должна стать опорой для вашего полёта в небеса. Бог не творец жизни, он — есть сама жизнь.

У Востока есть свои сокровища, религиозные технологии, а у Запада свои — научные технологии. Если Восток и Запад соединятся, весь мир превратится в рай. Нет смысла стремиться в иной мир, мы уже можем сотворить рай на земле здесь, впервые в истории. И если мы не сможем создать его, то только мы сами будем виноваты и никто иной. Я — за единый мир, за единое человечество и за единую науку, которая позаботится и о внешнем, и о внутреннем.

Источник:
Интернет-центр «Самореализация человека»