Трансперсональная психология – Что дальше?

Трансперсональная Психология родилась благодаря широкому распространению практик и методов, позволяющих людям достигать иных состояний сознания. Таких как, дыхательные техники, психоделические процессы, практики, пришедшие из мировых традиций, таких как буддизм, суфизм, индуизм, ошовские медитации.Бурное развитие Нью-Эйджа и Движения за развитие человеческого потенциала привело к тому, что идеи того, что мир един, что сознание человека гораздо шире его представлений о себе, что существуют такие состояния сознания, которые не вписываются в сознание обычного человека — стали проникать в широкие слои общества.

Хотя события, описываемые в этой статье, относятся к 2005 году, на мой взгляд, актуальность выводов не только не уменьшилась, но и возросла.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта статья родилась у меня как результат участия в двух конференциях, которые проходили в России в июне 2005 года. Одна из них – это конференция Европейской Ассоциации Трансперсональной Психологии (ЕВРОТАС), а другая – традиционная конференция Международного Фонда Дыхательных Психотехник – «Глобальное Вдохновение».

Обе конференции организуются периодически в разных странах, но удивительным образом в июне 2005 года обе конференции независимо друг от друга проходили в России, причем практически одновременно. Для меня лично, как для человека, активно вовлеченного как в трансперсональную психологию, так и в дыхательные психотехники это совпадение явилось важным знаком.

Поэтому, несмотря на то, что они проходили одновременно в разных местах (одна в Москве, а другая в Рощино, под Питером), я умудрилась посетить их обе, с тем, чтобы получить максимально полное представление о развитии Трансперсональной Психологии (ТП) в данный момент.

КОНФЕРЕНЦИЯ ЕВРОТАС

Итак, для начала подробнее о конференциях:

Первой для меня стала конференция Европейской Трансперсональной Ассоциации. Проходила она в Москве, в Академии Президента.
Академия Президента как нельзя лучше отразила для меня идею – set and setting (Т.Лири) а именно, что место, в котором проходит то или иное событие во многом определяет то, как оно проходит и то, что получается в результате.

Помещение Академии предназначено для совершенно иных событий, очень далеких от конференции по трансперсональной психологии, если смотреть на ТП, как на психологию за пределами ЭГО (первый тип определений ТП согласно Глену Хартелиусу, доктору наук из США, проведшему научное исследование по систематизации определений ТП). Согласно этому типу определений, ТП – это наука, движение, выходящее за пределы социальных игр.

В Академии Президента Эго и социальных игр, было много, точнее было одно Эго как таковое. Милиционеры на этажах, пропуска, много-много-много разрозненных помещений, расположенных в разных концах нескольких огромных зданий, …… много ненужных формальностей.

Практически полное отсутствие медитативных практик и пространства для них, цветов, украшений, особого фен-шуя, свойственного пространствам для погружения в себя (это же заметил американец Девид Лукофф (доктор наук, президент Американской Ассоциации Трансперсональной Психологии) в разговоре со мной), не говоря уж о дыхательных сессиях или телесных практиках. Фактически все воркшопы, да и лекции начинались минут через 20-30 после официального начала, поскольку их лидеры долго и одиноко бродили по узким длинным коридорам в поисках правильной двери.

Это сильно раздражало меня и, поначалу, усложнило для меня участие в конференции, но еще и заставило задуматься – что это значит? Какое в этом значение? Почему конференция по ТП проводится именно в таких условиях??? Может быть, этот факт, отражает какую-то закономерность в развитии Трансперсональной Психологии?? И если да – то какую?

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ ТП

В поисках ответа на этот вопрос я наткнулась на модель развития любой системы, из И-Цзин (Книги Перемен):
Согласно этой модели, развитие каждой системы проходит 4 стадии:

Трансперсональная психология – Что дальше?– импульс
– развитие
– формирование
– стабилизация (стойкость)

Если говорить о ТП – то в 60х годах, благодаря работам Маслоу, исследованиям Грофа, распространению восточных традиций в Европе и Штатах возник импульс, из которого и родилась ТП.

Этот импульс базировался в первую очередь на личном опыте первопроходцев, вышедших за пределы своего обыденного сознания и открывших новые надличностные слои человеческой психики и пути, ведущие в эти слои.

Таким образом, Трансперсональная Психология родилась благодаря широкому распространению практик и методов, позволяющих людям достигать иных состояний сознания. Таких как, дыхательные техники, психоделические процессы, практики, пришедшие из мировых традиций, таких как буддизм, суфизм, индуизм, ошовские медитации.

Бурное развитие Нью-Эйджа и Движения за развитие человеческого потенциала привело к тому, что идеи того, что мир един, что сознание человека гораздо шире его представлений о себе, что существуют такие состояния сознания, которые не вписываются в сознание обычного человека — стали проникать в широкие слои общества.

И началась стадия бурного роста численности трансперсональщиков, методов самопостижения, групп, тусовок, школ, где можно было освоить эти методы.

Затем пришла стадия оформления – регистрация учебных заведений, формирование трансперсональных организаций (таких как ЕВРОТАС, Американская Ассоциация ТП, Международный Фонд Дыхательных Психотехник и многих других), стали появляться официально принятые научные труды (С.Гроф, Кен Уилбер).

И сейчас уже (время идет довольно быстро в наш век) ТП из фазы формирования постепенно переходит в фазу стабилизации.

В начале в ТП пришли активно ищущие люди, взращенные психоделической революцией, первооткрыватели, и основное, что происходило – это исследовательская деятельность, интенсивно подпитываемая практикой ИСС. Мотивацией тех, кто активно участвовал в развитии ТП, было, прежде всего, самопостижение, самоисследование.

Сейчас, судя по вышеописанным конференциям, основное, чем занимается ТП — это обобщение и систематизация опыта. Причем, это обобщение уже сильно оторвалось от практики измененных состояний сознания (ИСС), и люди могут много заниматься ТП, но не иметь глубокого опыта ИСС, не открыть в себе высшие потребности, а заниматься этим скорее как чистой теоретической наукой, или использовать ТП, или какие-то области ее (например, вышеупомянутые дыхательные практики), как способ зарабатывания денег.

Основные открытия уже совершены, ТП принята как новая волна психологии, учебные заведения уже зарегистрированы и функционируют более-менее стабильно. В России, которая отставала в развитии ТП – фаза формирования заканчивается – и то, что конференция происходит именно в таком заорганизованном месте, как Академия Президента, отражает этот факт как нельзя лучше. Формирование завершено. Создана Российская Ассоциация Трансперсональной Психологии и Психотерапии.

Трансперсональная психология и психотерапия – вошла, как одно из полноправных психотерапевтических направлений в ППЛ (Профессиональную Психотерапевтическую Лигу). Вследствие этого один из дней конференции, проводился совместно с ППЛ и на территории ППЛ, как бы укрепляя позиции ТП в ППЛ.

Доклад Глена Хартелиуса «Трансперсональная Психология 1968-2005: развивающиеся темы для будущего», тоже подтверждает эту диагностику. В докладе говорится, что на фазе бурного развития появилось много разных определений ТП, которые в последствии, Глен и его коллеги, обнаружили и систематизировали, и это, на мой взгляд, тоже отражает завершение фазы формирования ТП и переход в фазу стабилизации. Множество определений было объединено в три группы, и прекрасно оформленный (!) доклад Глена их зафиксировал.

Что же это значит?

Это значит, что, те структуры, которые сейчас существуют в ТП, будут фиксироваться, и продолжать функционировать по инерции. Т.е, учебные заведения, которые уже есть, — будут продолжать существовать тем же образом без особых взлетов и падений. Вряд ли будут создаваться новые учебные заведения. А те, что есть, будут постепенно встраиваться все больше и больше в существующие психологические структуры и интегрироваться с психологическим мейнстримом.

КОНФЕРЕНЦИЯ «ГЛОБАЛЬНОЕ ВДОХНОВЕНИЕ»

Для того чтобы проиллюстрировать эту мысль с другой стороны, мне хотелось бы сказать пару слов о конференции Международного Фонда Дыхательных Психотехник. Речь идет, в-основном, о дыхательных практиках таких как: ребефинг, холотропное дыхание, вайвейшн, свободное дыхание и подобные им. Я участвую в конференциях этой организации с 1997 года. И для меня постепенно проявляется, и особенно стало заметно сейчас, в этом году, — тенденция формализации.

Конференции становятся все менее и менее энерго и информационно насыщенными, меньше участников приезжают на них. Все более слабые лидеры участвуют в конференции, и что более важно, так это то, что на конференции самыми важными становятся орг. вопросы – сколько денег платить тем, кто работает на организацию, сколько тратить на веб-сайт, какие льготы давать и какие нет, тем, кто делает что-то полезное для айбиэф (IBF – International Breathwork Foundation).

И это вместо обмена дыхательным опытом, совместных погружений, решения идеологических вопросов: как реализовывать миссию организации, как развивать дыхательные техники. Формы проведения конференции практически полностью сложились и если раньше организаторы гибко определяли время для воркшопов, лекций и орг. деятельностных вопросов, то сейчас, в не зависимости от того, в какой стране проводится конференция – она проводиться одинаковым образом.

СТАБИЛИЗАЦИЯ

На мой взгляд, это подтверждает вывод о том, что ТП, дыхательные психотехники, как одна из прикладных ветвей ТП, и возможно другие направления, принадлежащие к этой области, прошли фазу формирования, и стабилизируются. Отсюда – недостаток энергии, излишняя заорганизованность мероприятий, и попытка избавиться и вытеснить тех людей, кто неудобен и неподобен по духу (т.е. ищет новое, стремиться саморазвиваться и развивать организацию). Эти проявления я неоднократно чувствовала на себе в Международном Фонде Дыхательных Психотехник и почувствовала со стороны российских организаторов на конференции ЕВРОТАС.

Для меня очевидно, что сейчас руководящими силами в этих организациях стали конформисты, которые пришли на смену первопроходцам. И это тоже отражение доминирования фазы стабильности в трансперсональном и дыхательном движении.

Итак, что же дальше, за фазой стабилизации??? А как же живой дух ТП? А как же сила и мощь ИСС? Неужели все это пропало? Кануло в лету, и уже будет существовать только в кабинетах в качестве мертвых бабочек прикрепленных булавками в правильное в классификации место? Или в виде таких отщепенцев как я, которые не приняты в официальных структурах ТП, а сами интенсивно практикуют, достигая глубочайших состояний, но, не имея возможности распространить свой опыт, поскольку уже не признаются профанированными официальными ТП структурами за «своих»?

Каков же выход из этой ситуации? Что ждет Трансперсональную психологию и близкие моему сердцу дыхательные психотехники в будущем? Как мы можем поучаствовать в этом процессе?

Может быть Интегральная Психология (Кен Уилбер) – это будущее ТП? Я неоднократно встречала упоминания о том, что Интегральная Психология (ИП) – есть пятая, следующая за ТП волна психологии. Т.е. ИП – претендует на следующий шаг.

Является ли она таковым?

Если это так – то ИП – несет в себе качественно новые идеи, а если нет – то ИП – есть просто продолжение тенденции оформления, описания и стабилизации ТП. На конференции ЕВРОТАС я посетила воркшоп Берта Парле (исполнительного вице-президента Интегрального института и содиректора Центра Интегральной Психологии), который презентовал ИП.

Слушая его, задавая вопросы и пытаясь разобраться в том, что такое ИП, в диалоге с живым представителем этого направления, я поняла, что ИП — не имеет принципиально новых методов работы с человеком, не предлагает новых подходов, отличных от ТП, а просто предлагает новую модель описания, может быть в чем-то более широкую, чем те модели, которые приняты в ТП.

Что касается методов ИП – то это те же методы, которые использует ТП. Более того, ИП базируется в первую очередь, на идеях Кена Уилбера, а не на опыте и переживаниях множества людей – то на чем базируется ТП. Поэтому ИП, на мой взгляд, не является следующим шагом, а является лишь вариацией стадии оформления ТП.

Также на конференции ЕВРОТАС меня поразило то, что основное место было отдано именно менталу, докладам, сообщениям, круглым столам. Даже мастерские (за редким исключением) состояли, в-основном, из разговорной части. Практики как будто полностью покинули тело ТП.

Скучая и перегружаясь знаниями, я думала о том – что же дальше? Может быть ТП психология умирает? И следующая конференция будет еще скучнее? Может быть, она забьется в формальные учебные заведения, и будет существовать только там, в разговорах о трансперсональном и божественном? Или все – таки?

Гуляя по Третьяковской Галлерее с Девидом Луковым, общаясь с Руппертом Тауэром в ресторане, переводя воркшоп по айкидо Роберта Фрейджера (основателя института Траснперсональной Психологии (США)), и выслушивая мнение о конференции Брайна Ланскастера (профессора из Великобритании), чью статью о правильном толковании Экклезиаста, я цитировала в своей диссертации (как я выяснила, уже приехав домой), беседуя с Инго Ясерцом (доктором наук, ведущим Холотропного Дыхания из Германии) по дороге в аэропорт, о том, чем отличаются духовные учителя от лидеров трансперсональной психологии и, суммируя свое впечатление от личного общения с людьми, которые заинтересованы и в своем развитии и в ТП, я засомневалась в своей первоначальной оценке о том, что ТП медленно, но верно умирает.

Скорее – должно произойти рождение чего-то качественно нового…
What will it be?

Новый импульс.

Что же будет отличать его от того, что есть или было?

Инго Ясерц в своем докладе на конференции ЕВРОТАС говорит, что главная задача ранней ТП была — интеграция традиционной духовной мудрости Востока с современной экспериментальной психотерапией Запада.

Внутри ТП такая интеграция не произошла, но попытки ее осуществить постоянно происходят. Как примеры таких попыток можно привести, появившиеся на Западе духовные коммуны и центры – Финдхорн (в Шотландии), Даманур (в Италии), Эсален (в Калифорнии), Открытый Центр (в Нью-Йорке), Холистическую Сеть России, объединяющую множество центров и школ духовного роста, конференции «Глобальное Просветление» — события направленные на соединение разных подходов на пути к Просветлению.

Все эти попытки направлены на создание Идеального Человека, на достижение Идеала. Не все они достигли результата, и поиск причин этого – тема для следующей статьи.

УНИСТРИМ – ЗОВ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Тем не менее, эти проекты не проходят даром, интеграция духовного сообщества нарастает, и в результате ее появляется Универсальное Течение (далее кратко – Уни-стрим), целью которого является взращивание Идеального (Совершенного, Просветленного) Человека, а в качестве методов это течение принимает в себя лучшие наработки Трансперсональной Психологии: методы самосовершенствования и модели сознания, позволяющие включать рацио западного человека в духовный путь.

Уни-стрим интегрирует идеи духовного пути восточных традиций – а именно идею необходимости учителя, проводника на пути, а не просто терапевта (появление и широкое распространение коучинга на Западе, да и в России тоже отражает именно эту тенденцию.),
а также идею сдачи: во многих восточных традициях, ученик, вступающий на путь, сдается Учителю, Пути, Школе, становится саньясином, сталкером.

Запад и Западная наука сильны своими навыками упорядочивать, структурировать свои знания, посредством классификаций, моделей, шкал.

Уни-стрим интегрирует в себе западную идею шкалы (лестницы, картографии) и восточную идею пути.
Таким образом, получится, – Лестница в Небо – путь, имеющий опору – методологию движения со ступеньки на ступеньку.

Уни-стрим, в отличие от многих уже существующих как восточных, так и западных традиций родившись благодаря интеграции, открыт для впитывания и творческой переработки любых знаний и открытий человечества, как западных, так и восточных и применению их как инструментов пути.

Уни-стрим универсален и потому, что в нем могут быть использованы все возможные методы без ограничени
4000
й и потому что целью его является – Идеальный Человек. Мало какие из существующих духовных традиций могут этим похвастаться. Большинство из них закостенело в тех ритуалах, которые были когда-то разработаны основателями традиций и не меняют своих подходов вместе с постоянно меняющимся миром.

Кен Уилбер в «Проекте Атман» различает два процесса: трансляцию и трансформацию. Трансляция очень популярна и ею занимается большинство религий и культур. Результатом трансляции, как я поняла Уилбера, является новое знание, новое значение – того или иного термина, понятия, образа.

В результате же трансформации – возникает новый смысл.

Согласно Уилберу трансформация и трансформационные подходы встречаются гораздо реже, чем трансляционные подходы.
Уни-стрим зарожадется именно как трансформационное течение, целью которого является трансформация, в отличие от стабилизирующееся ТП, которая в настоящий момент в основном занимается трансляцией накопленных знаний.

Трансперсональная психология – Что дальше?Уни-стрим при этом являет из себя не просто исследовательское течение, а духовный путь, на котором человек, из терапевта трансцендирует в человека, идущего по пути.

И именно эти люди и составляют авангард Уни-стрима.

Многие из этих людей выросли из ТП.

Один из примеров – Роберт Фрейджер.

Роберт Фрейджер – классический пример – человека, указывающего на Путь. Он с одной стороны яркая фигура в ТП, человек, основавший единственное в мире учебное заведение, способное давать докторскую степень по ТП, при этом он же – настоящий суфийский Мастер, указывающий на суфийскую традицию, как на Путь, и он же единственный западный человек, получивший седьмой дан в айки-до, и учившийся лично у самого Морихея Уэсибы. На фото – Роберт ведет воркшоп по айкидо на московской конференции ЕВРОТАС.

Еще один пример – Леонард Орр. Человек, который создал одну из популярных техник ТП — ребефинг, при этом является посвященным учеником Бабаджи – индийского Гуру.

Трансперсональная психология – Что дальше?На фото – автор статьи Татьяна Гинзбург и Леонард Орр в Вирджинии (США)
Рам Дасс – Ричард Альперт — доктор психологии, один из пионеров ТП, и ЛСД – исследований, духовный поиск которого привел его в Гималаи, где он нашел своего гуру – Ним Кароли Баба, который дал ему имя Рам Дасс, или Слуга Бога, и у которого он учился долгое время.

Из Российских Мастеров можно привести в пример: Игоря Калинаускаса, Андрея Лапина, Андрея Сидерского – людей выросших из традиций Востока, переработавших их и создавших на их базе – нечто Уникальное, и соответствующее времени.

Таким образом, мы с Вами, живем в удивительное время.
Сейчас у каждого есть возможность примкнуть к зарождающемуся Уни-стриму, стать первопроходцем, пионером этого Пути, устремится навстречу Совершенству, используя в своем порыве наработанные мировым духовным сообществом опыт и знания.
Приглашаю тебя, О Читатель, в это увлекательное путешествие!

Источник:
Татьяна Гинзбург
Кандидат психологических Наук
Игратехник ШИ
Holomechanics