Бэби-йога и пранаяма

Опыт Чарковского уникален – он предлагает детям заниматься йогой в воде, эффективно совмещая её с пранаямой. В этом случае малыши уже не пассивно подвергаются манипуляциям со стороны взрослого, а сами могут выполнять некоторые асаны. Для этого их надо поставить в такие условия, чтобы для вдоха ему потребовалось принять определенное положение, например, повернуться, скручиваясь в области поясницы. Даже новорожденные дети уже способны повернуть в воде голову, раз от раза увеличивая амплитуду скрутки, что способствует увеличению гибкости позвоночника.Игорь Борисович Чарковский – личность поистине легендарная. Более всего он известен как основатель метода родов в воду и занятиями плаванием с новорожденными. Ему же принадлежит и развитие в нашей стране йоги для младенцев, именуемой сейчас бэби-йогой.

Термин этот появился не сразу. Он прижился много позже, когда присутствовавшая на сеансе терапии женщина воскликнула: «Это же йога, бэби-йога!». А сначала это был авторский терапевтический комплекс, который спасал новорожденных больных детей от многих врожденных патологий развития или аномальных последствий неудачного ведения родов.

Надо было поистине обладать гениальной интуицией ученого, чтобы в условиях советской цензуры (в далеких 60-х) предложить кардинально иной подход к терапии человеческого детеныша, только что появившегося на свет.

Общая мысль заключается в том, что родившийся ребенок имеет строго определённую программу развития, которая по тем или иным причинам может давать сбои. Задача в том, чтобы запустить резервные силы организма, простимулировав особо проблемные области, причем эффективнее всего это делать в первые дни и недели после рождения.

Сейчас бэби-йога получила в нашей стране достаточно широкое распространение, ее предлагают почти в каждом центре сознательного родительства, а также ею «владеют» акушеры, принимающие роды на дому. К сожалению, настоящих «видящих» специалистов очень мало, а потому к вопросу о выборе инструктора надо подходить ответственно.

В большинстве случаев занятия с младенцами имеют только терапевтический и профилактический характер. Однако человек — существо с максимальной способностью к эволюции, и, если не развивать определенные заложенные в нем врожденные способности и рефлексы, время будет безвозвратно упущено.

Всем известно, что если ребенок до определенного возраста воспитывался зверями (современные «маугли»), то он уже практически не обучаем, не может овладеть речевыми навыками, а значит, никогда не сможет стать полноценным членом общества. Все дети от рождения имеют базовые рефлексы, как то: опорный, толкательный, хватательный, шаговый, плавательный (задержка дыхания), которые, не будучи простимулированы, быстро забываются. Вот и получается, что из всех млекопитающих, человеческий детеныш является самым физиологически незрелым.

Опыт Чарковского уникален – он предлагает детям заниматься йогой в воде, эффективно совмещая её с пранаямой. В этом случае малыши уже не пассивно подвергаются манипуляциям со стороны взрослого, а сами могут выполнять некоторые асаны. Для этого их надо поставить в такие условия, чтобы для вдоха ему потребовалось принять определенное положение, например, повернуться, скручиваясь в области поясницы. Даже новорожденные дети уже способны повернуть в воде голову, раз от раза увеличивая амплитуду скрутки, что способствует увеличению гибкости позвоночника.

Любопытно, что при погружении под воду у ребенка срабатывает механизм, сходный с механизмом кровообращения водных животных: в ответ на гипоксию, сосуды органов и систем спазмируются, сердечный ритм замедляется. Когда на поверхности делается очередной вдох, сосуды расширяются, испытывая мощный прилив свежей крови, что стимулирует бурное развитие жизнеобеспечивающих систем организма. Это лучший способ альтернативной борьбы с различными инфекциями бактериальной и вирусной природы.

Ещё один полезный эффект ныряния: при многократных погружениях младенец заглатывает достаточно большое количество воды, что вызывает естественную шанкх пракшалану, качественно промывая весь желудочно-кишечный тракт.

Наблюдая работу Игоря Борисовича, невозможно поверить в реальность происходящего: дети часами спят в воде (не просыпаясь, поворачивая голову для вдоха), едят под водой из бутылочки или груди мамы, плавают километрами (зафиксирован случай с полуторагодовалым мальчиком Васей, проплывшим 33 км за 15 часов), задерживают дыхание по несколько минут. При этом дети впадают в особое медитативное состояние сознания и даже могут активировать память о своих прошлых воплощениях.

Был снят целый фильм о полуторагодовалой девочке, которая, находясь в таком состоянии, исполняла в воде различные асаны, мудры и элементы индийских танцев, чем немало удивила специалистов-востоковедов, а также собственных родителей.

А двухлетний сын зам. министра финансов Индии после таких занятий заговорил на чистом русском языке.

Безусловно, возможности человеческого мозга до конца не изучены, а потому Чарковский настаивает на том, что качественный скачок в его эволюции возможен во многом благодаря водной среде, где с успехом можно сочетать различные аспекты йоги, включая пранаяму и дхарану. Задача современных родителей состоит в том, чтобы осознано подойти к воспитанию нового поколения, от которого во многом зависит будущее выживание человечества.

P.S. Те, кто заинтересован в водном способе рождения и дальнейшем развитии ребенка, а также имеющие интересные идеи или собственный опыт, могут связаться с И.Б.Чарковским по e-mail: daria1968@hotmail.com

Источник:
Юлия Эльберт
МЦСИТ «Ритамбхара»