Человек и информационный шум… Что делать будем?

Чрезмерный выбор информации не облегчает жизнь. Наоборот, он заставляет людей тратить огромное количество времени на ее переваривание. Могут уйти годы жизни, прежде чем человек поймет, что выбранное однажды направление поисков было не самым удачным… Нужен качественный способ оценки информации.

Ценность информации

Когда-то давно информация обладала ценностью. Любая информация — просто потому, что люди жили в своих маленьких мирках, и сообщение между ними было ограничено. Теперь ситуация в корне изменилась. Любой желающий при минимальных усилиях может найти информацию практически на любую тему.

Стала ли жизнь от этого легче? Вряд ли. Во-первых, слишком большое предложение порождает привередливость. Во-вторых, как бы человек ни пытался сравнивать и оценивать, поток информации силен настолько, что просто захлестывает. К сожалению, понимание того, что чрезмерно большой выбор не облегчает жизнь, а наоборот, заставляет людей тратить огромное количество времени на переваривание всей информации, приходит не сразу. У человека могут уйти годы жизни, прежде чем до него дойдет, что выбранное однажды направление поисков было не самым удачным.

Информация и интернет

Счастливы те, кто почти не смотрит телевизор и предпочитает Интернет. В этом есть своя здравая логика. Действительно, зачем воспринимать информацию, которую тебе подсовывают в готовом виде, если можно найти все, что хочешь, в бескрайней Сети? САМОМУ найти, в соответствии с собственными предпочтениями и вкусами.

Однако и здесь есть небольшая проблема. А если точнее — то БОЛЬШАЯ, и продолжающая расти как на дрожжах год от года. Да, один человек может искать качественную информацию по инвестированию денег, например, а другой — по эффективным техникам развития своих способностей. Несомненно, такая информация — доступная и качественная — в Интернете есть. Другой вопрос — как ее найти? Найти можно все что угодно, но каким образом проверить КАЧЕСТВО этой информации? Как не утонуть в океане информации, и каким образом точно определить, что вот «именно это» — то, что надо?

Вопросы не самые поверхностные, надо признать. Тем более, что «как на дрожжах год от года» — вовсе не заезженная метафора, а реальность, причем самая что ни на есть реальная. Количество информации в мире возрастает в геометрической прогрессии. Когда-то это была пологая линия. Сейчас она круто устремилась вверх. Информация удваивается каждую пару лет.

Конечно, основную роль в этом играет Всемирная Сеть и доступность дешевых средств производства и распространения информации. Например, если в до-сетевую эпоху «книга» — это звучало, можно сказать, гордо, то сейчас общая масса доступной литературы просто чудовищна. На ознакомление со ней потребовался бы десяток жизней. А может, и не один.

Рынок информации

Библиотеки заполнены книгами, которые никто не читает. Не потому, что все они плохие (в конце концов, жемчужины можно найти и в куче мусора). Не читают из-за того, что взгляд не доходит. «Побеждает» та книга, которая имеет наибольшую известность. Но разве известность — это объективная «гарантия качества»? Слишком часто бывает с точностью до наоборот.

Примерно то же самое наблюдается и на рынке информации в целом. Да-да, именно «рынке». Дело даже не в том, продается ли информация за деньги или доступна бесплатно. На сегодняшний день сама природа информационной среды такова, что вопрос уже просто в том, «кто кого перекричит». А это, уважаемые, — самый настоящий рынок. Привыкайте.

Теперь, даже если предположить, что чем громче крикун — тем качественнее его информация, проблема все равно остается. Ну есть крикуны. Но ведь и ИХ — много, даже самых крикливых. Как выбирать лучшего — не как крикуна, естественно, а как поставщика самой качественной информации?

Работа с информацией

Один из возможных вариантов напрашивается сам собой. Выбирать надо самому, а качество выбора будет зависеть от личного опыта. То есть — опыта работы с информацией. Можно даже сказать — эрудиции. Проблема в том, что эрудиция, как и любой опыт, требует практики. Для того, чтобы развить собственную эрудицию, надо «перелопатить» массу источников, и не только качественных. Низкопробный ширпотреб тоже нужен — иначе с чем сравнивать? Какие-то критерии все равно нужны. А тогда — количество времени, которое уйдет на развитие эрудиции, будет измеряться в лучшем случае ГОДАМИ. Вообще же на это могут уйти десятилетия. Качество же результата, как вы догадываетесь, никто не гарантирует — иначе любой человек «за сорок» был бы кладезем премудрости.

М-да, хотелось бы что-нибудь попроще и побыстрее. Некий интуитивно верный способ, дающий возможность быстро и достаточно качественно оценить любую информацию. Наверно, этому учат в каких-нибудь школах разведки. Только вот нам, простым смертным, такие методики пока недоступны. Не знаю как вы, а я что-то не встречал каких-либо пособий по развитию в себе такого ценного качества.

А ведь живем — в век Информации! Это не просто слова. Вспомните, какой на дворе год, и какое столетие. Информационная эра началась вовсе не в 2000-м году, а где-то в начале 90-х прошлого века. Интернет изначально разрабатывался американцами для военных целей, но именно тогда стал общедоступным. И НАЧАЛОСЬ…

А что есть?

Конечно, при оценке информации можно исходить из «здравого смысла». Использовать интуицию, опять-таки, и в каждом конкретном случае исходить из ситуации. Да, но так делают все, а качественными результатами могут похвастать немногие. А как насчет какой-нибудь «универсальной технологии», применимой в принципе к любой задаче?

Задумавшись над этим вопросом, я решил сделать ревизию того, что было известно по этой и родственным темам. Конечно, конкретной методики так нигде и не нашел. Но в общем выбирать было из чего — все-таки собственная увлеченность теориями информации и сложных систем не прошла даром. Правда, теория информации — это довольно сухая техническая дисциплина (вспомните кибернетику), а теории сложных систем больше озабочены вопросами общих предсказаний, чем конкретного анализа (слышали что-нибудь про «эффект бабочки» из теории хаоса?).

И тем не менее… Результат был. Во-всяком случае, сформировалась собственная технология работы с информацией, которая после шлифовки приобрела вполне солидный вид. Мой личный «универсальный ключ», которым я горжусь. Если интересно — заходите сюда: http://human-tech.net/infotech-theory.html, там подробнее… Однако, продолжим.

Итак, мы имеем дело с информационной перегрузкой. Как вы думаете, а возможно ли «отравление» информацией? Естественно. Целиком «уйти» в Интернет на несколько часов — проще простого, и речь идет именно о «лазании в Сети», а не онлайн-игромании, например. Такова природа информации: насытиться сложно. Да, вот только приводить себя «назад в реальность» тоже нелегко. И как насчет долгосрочных побочных эффектов? Все-таки объем информации, которую мозг может переварить, имеет свои пределы. Да и вообще, качество было всегда превыше количества…

Информационный шум

Ситуацию, в которой мы сейчас находимся, можно охарактеризовать как «засилье информационного шума». Это — на техническом языке. На «гуманитарном» же уровне — уровне культуры — это называется «пост-модерн». То есть: возможность массового выхода на «информационную поверхность» большого количества людей, выставляющих на обзор плоды своих интеллектуальных трудов. Каждый из который, естественно, считает себя умным, адекватным и достойным внимания — в полном соответствии с философией постмодерна.

Проблема только в том, что основная масса остальных в этом не настолько уверена. И, в принципе, правильно делает: количество дискредитрует качество. Получается что-то вроде непреднамеренного «спама». Например, когда вводишь в поисковую систему набор ключевых слов, а та выдает безразмерный перечень страниц, большинство которых имеет слабое отношение к сути запроса. А большинство остальных — хоть и соответствует, но вот качество подкачало.

Другой пример: ищешь какую-нибудь технологию развития личности (популярная сейчас самоактуализация), видишь рекламу, читаешь отзывы, покупаешь книжку… И находишь там старое-доброе-заезженное. Вот это и есть информационный шум — когда большинство тематических источников предлагают однородную информацию, всего лишь поданную «под другим соусом». И это — в лучшем случае…

И так везде. В свое время я занимался техническим анализом (это с помощью которого играют на Форексе), но через пару лет от него отказался, по объективным причинам (хотя теханализ сам по себе — вещь неплохая). Знания же никуда не делись, и временами, натыкаясь на рекламки новых «супер-стратегий» заработка на валютном рынке, ловишь себя на мысли, что ничто не меняется… только КОЛИЧЕСТВО его растет.

Итоги

Что делать? Это, в конечном итоге, каждый решает для себя. Я своей методикой доволен, да и в собственном сетевом проекте стараюсь предоставлять только качественную информацию. Но, наверно, каждый должен пройти через определенное ее количество, для того чтобы научиться выделять КАЧЕСТВО и отфильтровывать информационный шум.

Так что… Работать надо над собой, уважаемые. Работать, а качество приложится.

Автор: Павел Давыдов
«Гуманитарные Информационные Технологии»
Практические технологии эффективного образа жизни, самосовершенствования и личностного роста.