Счастья для всех, но не в реале…

Недавно в уважаемом мною русском Newsweek вычитал совершенно поразившую меня вещь: оказывается, согласно данным множества исследований, как только человек начинает зарабатывать 20 или чуть более тысяч долларов в год, дальнейшее увеличение дохода уже не приносит дополнительного счастья! То есть в современном мире именно на такой высоте проходит граница той части душевного благополучия, на которую могут повлиять деньги.Не кривя душой, скажу: все-таки очень полезно читать вообще, и читать журналы – в частности. Например, я читаю кучу разных деловых журналов, потому что там интересное пишут умные люди, и порой подкидывают такие факты, что прямо диву даешься.

Например, недавно в уважаемом мною русском Newsweek вычитал совершенно поразившую меня вещь: оказывается, согласно данным множества исследований, как только человек начинает зарабатывать 20 или чуть более тысяч долларов в год, дальнейшее увеличение дохода уже не приносит дополнительного счастья! То есть в современном мире именно на такой высоте проходит граница той части душевного благополучия, на которую могут повлиять деньги.

Ясное дело, прочитав такую интересную вещь, я полез в Сеть искать, что еще по этому поводу в мире происходит. Выяснилось – очень много всего. Оказывается, сейчас в мире компетентные люди не просто озабочены измерением уровня счастья всех и везде, но и занимаются вполне серьезными исследованиями, результатом которых должны стать работающие алгоритмы по массовому осчастливливанию населения, так как, видимо, уже совсем стало очевидно, что просто мир глобализации как-то особо никого счастливым не делает. А несчастное население – это плохо, это беспокойно, это беспорядки, революции, анархия, экстремизм – ну, в общем, в таких условиях сложно вести человечество к процветанию. А, типа, ощущение, что его (человечество) ведут к процветанию, для него (человечества) очень важно, так как иначе население начинает ну уж совсем нервничать.

Впрочем, нельзя не отметить, что ценность всех этих исследований носит скорее статистический характер. Да, исследователи выяснили, что население Ирландии в целом существенно более счастливо, чем население Занзибара, – но знаете, я и без исследований об этом догадывался. Ученые узнали, что несчастье легче переносить, когда вокруг все одинаково несчастны, чем наедине с самим собой, но и это новостью считать нельзя, об этом говорило немало авторитетных мужей, включая, например, Антона Палыча Чехова. Единственная интересная мысль – это про 20 тысяч как пороговое значение дохода, а остальное так, сплошные догадки и статистика.

«Счастье – понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения» – по крайней мере, так написано кем-то на Wikipedia. Определение довольно удачное, тем более что кажется мне, что в наши дни подавляющее большинство населения земного шара лишено как минимум трех из четырех условий для ощущения себя счастливым. Современный мир загнал их / нас / многих (нужное подчеркнуть) в такие рамки, что при всем желании ощутить все вышеперечисленное вместе довольно сложно. Да, безусловно, есть отдельная прослойка населения планеты, которая технически – подчеркиваю, технически – ощущает себя нормально. Но «технически нормально» – это тоже не счастье, мягко говоря.

И тут этой самой отдельной прослойке населения планеты (то есть тем, у кого регулярно есть чего поесть, где поспать, а также зачастую компьютер, интернет и мобильник, но которые в условиях жизнерадостной глобализации под аккомпанемент локальных и не очень конфликтов ощущают себя все равно странно) достается замечательная вещь под названием «альтернативные реальности», к коим уже в полной мере можно отнести огромное количество онлайновых миров. Их популярность растет с удивительной скоростью, на данный момент в виртуальных мирах существуют / играют 217 миллионов человек по всему миру, и число игроков и / или жителей увеличивается, по некоторым данным, со скоростью два миллиона в месяц. И это понятно – там же порой круче, чем в реале, да и интереснее, чем в нем же. Обыденную жизнь редко кому удается превратить в приключение.

Причем надо отдать должное создателям этих миров – многие из них просто бесподобны, и в некоторые из них реально хочется переехать.

Тот же самый World of Warcraft – это нечто совершенно фееричное, и я очень хорошо понимаю народ, который просиживает там дни и ночи напролет. Second Life, Lineage II, Anarchy Online – это произведения искусства, которые развиваются вместе со своим населением и все интенсивнее интегрируются в реальную жизнь – просто в силу своей безграничной популярности. Как будут выглядеть эти проекты через несколько лет?

Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что часть онлайновых игроков (не берусь судить, какая именно часть) чувствует себя в виртуальности уже лучше, чем в реале, – и все себя там ощущают как минимум столь же интересно, как и в реале, – а иначе зачем вообще было бы играть? А некоторые и вовсе не уходят в виртуальность полностью только потому, что это невозможно, так как тушка, как известно, кушать хочет. И, простите, не только кушать.

И встает интересный, почти что философский, вопрос: а можно ли счастье, обретенное в виртуальной реальности, считать реальным счастьем? И разве ощущения, когда ты, к примеру, на протяжении нескольких лет возглавляешь гильдию, держащую в страхе население целого материка и побеждающую в битвах, слава о которых потом не стихает месяцами, не могут быть настоящими, если все это происходит на экране монитора и в тишине комнаты, под тонкий писк наушников?

Я знаю огромное количество людей, которые, не задумываясь, ответят «да», – и совершено не факт, что они будут так уж не правы.

И вообще – учитывая все завязки, которые сейчас образовались между виртуальными мирами и настоящим, может быть, пора отказываться от общепринятого определения «виртуальные»? Может быть, через пару лет эти миры станут лишь продолжением реальности – в том или ином смысле? И появятся социальные механизмы, позволяющие конвертировать социальный и личностный успех из цифровых миров в аналоговый? А также – между прочим – возникновения механизмов для конвертации социального успеха в одном цифровом мире в другой тоже, в общем, логично было бы ожидать. Наверное…

В общем, искателям формул счастья, которые работают с золотым миллиардом, имеет смысл обратить внимание на то, что происходит в виртуальных мирах. Ибо (в чем и заключается самое удивительное) то по-настоящему хорошее, что есть в глобализации, заработало именно там, а вовсе не в реале.

(Задумчиво) Интересно, а в реале она (глобализация) вообще может работать и приносить радость людям? А, люди, что думаете?

Источник:
Журнал: «Upgrade»
Автор: Remo

.