О пользе не курения на Пути

Главнейшую опасность здесь представляет наитончайшая и абсолютно не видимая обычному сознанию способность этой пагубы проникать в самые отдаленные уголки нашей психики и оказывать влияние на всю энергетическую систему ветров и каналов. А движение ветров – это и есть наши действия, наше поведение, наше видение реальности. Как следствие мы получаем неосознаваемую зависимость от табака на таких уровнях своего бытия, о которых даже не подозреваем. Основной вред курения состоит отнюдь не в нанесении ущерба нашей дыхательной системе (можно подумать смог мегаполисов менее вреден для легких), но в физиологическом привыкании к неправильному движению наших внутренних ветров.Говорят, что табак «изобрели» демоны, для того чтобы человека легче было удерживать в круговороте сансары. Тибетский лама Еше Лодой ринпоче рассказывает, что в древних текстах есть упоминание о том, что они, мол, вознесли молитвы своим демоническим богам, и те послали им свои «демонические благовония» из листьев табака. При вдыхании дыма этих листьев многие люди стали испытывать незначительную кратковременную эйфорию, а, лишившись его – впадали в долговременную глубокую депрессию и уныние.

При этом главным назначением процесса курения было – увести человека с пути добродетели, незаметно подпитывая, укрепляя и потакая абсолютно всем его отрицательным качествам. Даже случайное попадание табачного дыма в помещение храма или какого-нибудь другого святого места тут же оскверняло его. В отличие от дыма божественных благовоний, действие которого совершенно противоположно – он всегда очищал от скверны. Подрыв здоровья, ослабление памяти, трата впустую энергетических ресурсов организма от употребления табака – относились уже к вторичным, побочным эффектам «чудесного изобретения».

Эта на первый взгляд мифологическая концепция на деле, к моему величайшему сожалению, отражает грустное и действительное положение вещей. Если кому-нибудь из вас однажды удастся заглянуть за край этого серого, мутного покрывала дыма, плотно окутывающего извне, и в то же самое время пронизывающего насквозь наше тело, вас постигнет глубокий ужас сострадания ко всем существам, подпавшим под власть никотинового морока.

Главнейшую опасность здесь представляет наитончайшая и абсолютно не видимая обычному сознанию способность этой пагубы проникать в самые отдаленные уголки нашей психики и оказывать влияние на всю энергетическую систему ветров и каналов. А движение ветров – это и есть наши действия, наше поведение, наше видение реальности. Как следствие мы получаем неосознаваемую зависимость от табака на таких уровнях своего бытия, о которых даже не подозреваем.

Основной вред курения состоит отнюдь не в нанесении ущерба нашей дыхательной системе (можно подумать смог мегаполисов менее вреден для легких), но в физиологическом привыкании к неправильному движению наших внутренних ветров. Неправильному с точки зрения пути к просветлению. С точки же зрения сансарической лотереи шести миров добавление хаоса в наши ветра с каждой затяжкой только укрепляет ее в купе с нашим безысходным в ней положением. И все прочнее затягивает кармические узлы нашего бытия в виде вечно перерождающегося дерьмоперерабатывающего биологического механизма. Что собственно природе, или если хотите демонам и надо.

Так же как природа «одарила» человека свойством забывать о том, что он смертен и что каждое мгновение его жизни приближает его к неотвратимому финалу, так же и привычка к табакокурению защищена неспособностью обычного человека обнаружить ее истинный вред. Вред, незаметно лишающий нас всякого настоящего прогресса в духовном развитии.

Однако, к счастью, я веду беседу не с обычными людьми, но с практиками дхармы или, по крайней мере, с людьми, которые считают себя таковыми. У людей с кармической судьбой такого типа есть, как минимум теоретический шанс прорваться к Великому Освобождению. А чтобы этот теоретический шанс обратить в практический, вы, как это ни банально, друзья мои, должны для начала бросить курить.

Сделать первый шаг – иногда он растягивается на годы, как в моем собственном случае – и отказаться от проявления одной из грубой формы недобродетели. Для чего необходим этот отказ? Для того чтобы ослабить над нами власть сансары и подготовить тело, ум и энергию (речь) к переходу в иное, просветленное состояние.

Демоны хитры, но на то они и демоны, чтобы создавать для нас препятствия, а мы – на то и практики, чтобы эти препятствия преодолевать.

Восприятие мира как реально существующего – недобродетель, ложное воззрение. Однако это очень тонкая недобродетель, ее черезвычайно трудно удалить из потока нашего осознавания. Путь один – накопление заслуг и мудрости, т. е. накопление энергии и очищение ложного восприятия мира. Накопление энергии – делание добродетельных поступков. Накопление мудрости – отказ от недобродетельных. Но что значит отказ от недобродетельных поступков, когда они заложены в кармическом, привычном нам движении внутренних ветров? Это значит изменение привычки. И осуществить эти изменения можно тремя разными способами.

Первый – очень медленный и безопасный – постепенный отказ от самых грубых проявлений недобродетели (убийство, воровство и пр.) до самой тонкой — ложное восприятие мира. Достигается это посредством жесткого постоянного внешнего контроля над всеми состояниями своего сознания. Таким образом, медленно изменяя привычку проявления своих мыслей, слов и действий во вне, мы производим постепенные изменения в привычном нам течении ветров внутри наших энергетических каналов.

Что в свою очередь, в конце концов, приводит к постижению пустоты, т. е. к отказу от самой тонкой недобродетели – от ложного воззрения. Мы, не спеша, жизнь за жизнью понемногу меняем свою кармическую ситуацию все более к лучшим условиям для продолжения практики, что крайне необходимо, т. к. данный подход сутраяны предполагает огромный временной промежуток во много кальп.

Второй – быстрый и опасный – акцент смещается на работу в первую очередь с внутренними ветрами, с изменением и контролированием их перемещений по нашим энергетическим каналам. Это путь Тантры. Используя мощные проявления своих главных отрицательных эмоций – сексуальной привязанности и гнева мы направляем их энергию на созидательное упорядочивание и перестройку нашей внутренней энергетической структуры. Что автоматически ведет к изменению привычек на внешнем уровне – к ослаблению привязанностей и проявлений гнева.

В конечном счете, на стадии завершения сумев растворить и направить все ветра в один центральный канал, и тем самым на внешнем уровне освободившись от всех привычных проявлений грубого сознания, практик тантры получает опыт постижения пустоты и ясного света. И этот опыт уже – за гранью сансары. Основная опасность тантры заключается в потере контроля над специально провоцируемыми отрицательными эмоциями, которые в данном случае служат топливом для реактивного «кармолёта», а также в потере правильной мотивации, т.е. направления полета.

При упорных занятиях в течении всей жизни достижение результата гарантируется как минимум в момент смерти – именно на стадии умирания тела проще и удобней всего ввести все ветра в центральный канал – это происходит самопроизвольно, естественным образом. Вашей главной задачей в этом случае будет сохранение непоколебимой концентрации на этом процессе.

Третий – самый быстрый, таинственный и сверхопасный способ. При неправильном подходе или недостатке способностей вы рискуете потерять или крышу или все свое драгоценное время, бесконечно кувыркаясь в сансаре и воображая, что вы уже давно просветленный. Заключается этот способ в прямом и мгновенном постижении того, каким мир является на самом деле.

С первого же шага вы отказываетесь от самой глобальной своей привычки – ложного восприятия мира и, удерживая это состояние, добиваетесь естественного самоосвобождения от привычного течения ветров на внутреннем уровне, а затем соответственно и на внешнем. Это — дзогчен, тайное учение, суть которого в виду его колоссальной сложности доступна очень немногим. Почему оно тайное? Потому что оно чрезвычайно трудное и сама эта трудность постижения и охраняет подступы неподготовленных к нему существ. Для настоящего овладения методами дзогчена необходимым условием является наличие способностей высшего уровня. А откуда они берутся эти сверхспособности у человека? Опять же — из накопления мудрости и заслуг.

Идеальный вариант, на мой взгляд – это правильная комбинация всех трех способов движения к просветлению в соответствии со склонностями и способностями вашего ума. Ведь все три способа достижения просветления опираются на одну и ту же базу – путь двух накоплений: накопление мудрости и заслуг. Т.е. на изменении приобретенных и врожденных привычек. Следовательно, тот, кто не в состоянии менять свои мелкие приобретенные бытовые привычки, такие как курение, пристрастие к алкоголю и пр. вряд ли по настоящему может рассчитывать на то, что он действительно стоит на Пути, и уж конечно он и подавно не идет по нему.

Так как же возможно накопить необходимое количество заслуг, когда одна случайная затяжка не к месту, способна осквернить храм, в котором тысячу лет живет тысяча монахов? Они конечно очистят его, но они не смогут очистить нашу карму… И как же возможно накопить необходимую мудрость и подчинить себе энергию коня ветров, когда мы постоянно одурманиваем его подсовывая ему никотин в лошадиных дозах? Табак парализует наши тонкие ветра и убивает наши лучшие намерения, а мы этого даже не замечаем…

Говорю мы, так как до относительно недавнего времени меня самого смело можно было причислить к категории «курящих и тихо-ползущих на одном месте практиков». За долгие годы, и то только с помощью подзатыльников друзей-лам мне удалось доползти до осознавания, что пора подниматься и двигаться в Путь по настоящему. А потом, я заглянул за покрывало дыма… и ужаснулся мраку нашего неведения.

Достопочтимый нгарампа монастыря Гьюдмед Туптен Шакья на отчаянные постоянные просьбы выполнить какой-нибудь супер-тантрический ритуал для отказа от вредной привычки к табакокурению всегда пожимает плечами. Нет такого ритуала, который бы мог поменять ваш ум, говорит он. Вы сами должны научиться прилагать усилия. Никакое просветление невозможно без овладения этим приемом – своими усилиями добиваться изменения своего ума.

Вместо ритуала он всегда дает один простой и надежный метод. Метод постепенного сокращения дозы яда. Если вы, к примеру, выкуриваете пачку в день, он советует сократить для начала это количество вдвое, и строго придерживаться его какое-то время. Затем уменьшаете каждую неделю эту дозу в десять «благовонных» на одну сигарету. Постепенно приучив организм обходиться одной палочкой яда в день, переходите к следующему этапу сокращения – 1 сигарета в два дня, в три дня, в четыре и т. д. пока вы не почувствуете, что способны уже остановиться совсем.

Но, обязательно, никаких компромиссов! Если у вас по графику сегодня пять сигарет, и вы все их выкурили с утра – то мучайтесь, бейтесь головой о стену, грызите стулья, но продержитесь до следующего утра. А как вы хотели? Вы же начинаете настоящий путь к просветлению, а это, простите, не сансарические игрушки в дочки-матери, магазинчики и мерседесики.

Описанный выше способ, рекомендуемый тантрическим ламой можно отнести, условно говоря, к сутраянскому способу бросания курить. Попытаемся теперь рассмотреть его тантрический аналог. Главной особенностью тантры является умение использовать на Пути любые сильные подручные средства и сопутствующие им условия. В нашем случае акцент следует сделать именно на условиях. Все, кто когда-либо пытался бросить курить, наверное, замечали, что в среде обитания некурящих курить хочется меньше. На вопрос почему, ответ очевиден – условия располагают!

Один мой знакомый бизнесмен отказался от курения буквально за три поездки по тибетским монастырям. Сам того, не осознавая, он применил, условно говоря, тантрический метод бросания курить – использовал сопутствующие условия и притом самым эффективным способом. Суть его заключается в том, что мы намеренно на определенный отрезок времени погружаем себя в среду, которая способствует некурению, и на этой волне поддерживающей энергии активно практикуем это самое некурение, запоминаем свое состояние, самочувствие.

И затем, вынырнув из этого рая прекрасных и полезных ощущений и вдохнув демонических благовоний призвавшего нас ада, мы через какое-то время с великой радостью вновь устремляемся в среду обитания некурящих существ. Эти чистые периоды нашего бытия могут длиться от недели до нескольких месяцев. Через какое-то время мы обнаружим, что круг наших знакомств постепенно начинает меняться и обычно в лучшую сторону – это наши внутренние ветра постепенно начинают перестраиваться и все больше задействуют положительные аспекты нашей кармы.

В какой-то момент мы почувствуем, что у нас больше не осталось ни связей с демонами табака, ни причин продолжать курить. И мы легко останемся в состоянии некурения на весь оставшийся отрезок своей не такой уж и долгой жизни, но все-таки достаточной и теперь уже по настоящему пригодной для достижения просветления.

Поверьте, как это ни банально, но оттуда, где дым висит коромыслом, выхода к великому блаженству нет. Если не иметь в виду реальное движение по пути, а говорить всего лишь о сансарических удовольствиях и оттягах, то в этих местах, наверное, нет ничего плохого, но мы-то с вами как раз говорим не об этом, а о том, что мешает нам на пути и что может помочь…

Теперь нам осталось рассмотреть последний самый экстремальный, самый быстрый и самый опасный способ бросания курить – мгновенно и навсегда. Сразу оговорюсь – я таких людей не встречал, как впрочем, и истинных практиков дзогчен (да простит меня Аллах и мои друзья). Я в этом методе, как и в дзогчене – очень мало смыслю. Догадываюсь только, что, как и к привлекательному учению Великого Совершенства, к этому методу прибегали многие, да вот только кто из них остался в этом изначальном состоянии некурения навсегда?

В заключении занятный вызрел вывод – по способу бросания курить, который вам подошел больше всего и с помощью которого вы добились конечного результата можно определить наиболее подходящий для вас способ достижения просветления. Воистину, нет худа без добра!

Вот такой видится мне вышеизложенная картина «О пользе не курения на Пути» в силу моего сегодняшнего ограниченного ее понимания. Ваша картина, друзья, может быть несколько иной, и даже может разительно отличаться. Однако в любом случае, курить надо бросать. Попробуйте, и вы легко определите – стоите вы уже на Пути, или вам это только кажется.

Источник:
http://lungta.ru
Ноябрь 2006