Ушу: вечное сокрытие главного

Прошло почти два десятилетия с момента начала активного развития ушу (кунфу) в России. Создана масса клубов, федераций, групп, написаны десятки книг – удачных и не очень. С того момента наши знания о внутренней традиции боевых искусств расширились, некоторые наши взгляды и подходы изменились. Но все же есть одна вещь, которая для широкой публики, для любителей и непосвященных так и осталась непонятой и даже не увиденной – это особого рода тайная сторона ушу.

Есть ли «тайный код» в ушу?

Прошло почти два десятилетия с момента начала активного развития ушу (кунфу) в России. Создана масса клубов, федераций, групп, написаны десятки книг – удачных и не очень. С того момента наши знания о внутренней традиции боевых искусств расширились, некоторые наши взгляды и подходы изменились. Но все же есть одна вещь, которая для широкой публики, для любителей и непосвященных так и осталась непонятой и даже не увиденной – это особого рода тайная сторона ушу.

За десятилетие прошедшее с момента моих первых публикаций по ушу многое, кажется, должно было измениться в картине китайского ушу. Но, как ни странно, изменилось не очень многое. Просто те процессы, которые только-только начинали проявляться десятилетие назад, сегодня окончательно обрели силу. Ушу еще больше коммерциализировалось, превратилось в вид массового развлечения, а истинная тайна так и осталась тайной.

Многое меняется и в самом Китае – даже знаменитый Шаолиньский монастырь сегодня окончательно превратился в музей под открытым небом и центр развлечений, наподобие «Диснейленда», его руководство не чурается отрытой коммерческой деятельности, а многие известные мастера покинули его и ведут преподавание в небольших полузакрытых школах. Такова дань вступления в «материальный мир», где утрачиваются очень многие духовные традиции.

Так какая же может быть тайна ушу или его «тайный код»? Ведь сегодня по всему миру открыты тысячи клубов ушу-кунфу, выпускаются учебные фильмы и методические пособия, инструктора самого разного уровня проводят массовые семинары, по всей планете разъехались услужливые «шаолиньские монахи», выступающие в концертных залах, проводящие (обычно за немалую мзду) массовые курсы и выдающие красочные дипломы. Практически любой «секретный» комплекс движений сегодня досконально нарисован и расписан по деталям – достаточно лишь приобрести методическое пособие. Казалось бы, все давным-давно открыто, стоит лишь присоединиться к одному из таких клубов и все «секреты» однажды передадут тебе.

Но мало кто догадывается, что такая внешняя доступность создана специально как раз именно для того, чтобы сохранить истинную традицию в тайне. Китайское ушу всегда имело две стороны. Первая — внешняя, экзотерическая, с которой может познакомиться кто угодно, удовлетворить свое любопытство и даже считать себя «мастером».

Но есть и очень закрытая, внутренняя, эзотерическая традиция, где действительно существовали и продолжают существовать тайны, которые передавались в небольших школах, исключительно напрямую от наставника к продолжателям традиции. Такой механизм «сокрытия истинного» сложился еще в VI-XI вв., причем даже не в боевых искусствах, а в буддизме, даосизме и некоторых других духовных учениях Китая.

Существуют ли настоящие тайны ушу? Многие полагают, что такие тайны заключаются лишь в секретных техниках, которые действительно, существуют. Но не это самое главное – самая главная тайна заключается в особом процессе воспитания сознания и методике развитии внутренних способностей. До сих пор такие тайны передаются в небольших закрытых школах, объединенных системой «братства учеников в учителе» (ши сюнди).

Механизм сохранения тайны

Тайная традиция не может быть массовой по определению, но ведь к ней стремятся тысячи и тысячи людей, причем такой поток желающий приобщиться к тайнам ушу, китайской медицине, медитации, внутренним практикам и другим китайским искусствам возник много веков назад. Так что же делать? Пытаться «не пускать» к себе любопытствующих? Но это вряд ли возможно при таком количестве желающих.

Но есть более эффективный механизм: предоставить такой категории людей некую площадку, где они вполне могли бы чувствовать себя комфортно и заниматься тем, что им и представляется «истинной традицией» боевых искусств или, скажем, китайской традиционной медицины. В конце концов, путь мастерства ушу очень сложен, долог, он требует полной перестройки своей психики, а нередко и образа жизни. Мало кто готов пойти на это, особенно в современном мире, где остается все меньше и меньше времени для размышлений и духовных практик.

Китайская традиция, в том числе и традиция боевых искусств, устроена достаточно хитро. В течение последних пяти-шести веков для сохранения мистической внутренней составляющей она выработала очень мощный механизм «самозащиты» и самосохранения. На внешний мир выдается некий суррогат, который очень похож на правду. Это могут быть, например, некоторые комплексы ушу, частично опубликованные трактаты, сильно трансформированные методы тренировок или занятий (например, спортивное или современное гимнастическое ушу).

При этом по отдельности все это отнюдь не является неправдой или каким-то подлогом. Например, комплексы из стилей шаолиньцюань или тайцзицюань — это чаще всего действительно традиционные комплексы. Но само Учение в целостном виде никогда не раскрывается, равно как и не раскрываются целиком методика подготовки и, самое главное, «настройка» сознания на определенный уровень восприятия мира.

И вот тогда эти внешние формы – комплексы, приемы, какие-то книги — многими и принимаются за главную суть. Вокруг них создается целая новая культура: новые школы и клубы, разворачиваются споры об «истинности» того или иного стиля, рождаются какие-то «мастера» и «патриархи», создаются публикации и снимаются фильмы, даже идут обсуждения в Интернет-форумах. Но при этом суть самого Учения остается нетронутой и даже нераскрытой. За счет этого все сохраняется в относительно первозданном виде.

Таким образом, формируется как бы «ложный аэродром», на который «приземляются» многие любопытствующие. Часть из них оказывается буквально «зомбированой» своей принадлежностью к миру ушу и горячо борются с «неверными», утверждая, что именно их стиль или школа — самая правильная и т.д. Через этот этап проходят очень многие неофиты и, в конце концов, некоторая часть из них все же подходят к истинной тайне боевых искусств. На самом деле это не так плохо, как может показаться — благодаря такому механизму сохранения традиции многие удовлетворяют свои сиюминутные интересы, и к великому счастью внутреннее учение ушу остается нетронутым.

Запрятывание истины

Признаемся, что, в конце концов, подавляющее большинство людей, которые приходят в группы ушу-кунфу по всему миру, в том числе и в Китае, ставят перед собой вполне прагматичные цели: научиться защищать себя, обрести уверенность в своих силах, улучшить здоровье или просто завоевать медаль на соревнованиях. Кто-то хочет удовлетворить свои амбиции, кто-то ощутить себя «приобщенным к духовной традиции». И этот древнейший механизм «запрятывания истины» любезно предоставляет им все это – и они остаются вполне удовлетворенным, даже не подозревая, что есть «второе дно», значительно боле интересное и глубокое.

Сегодня появляется много форм ушу, которые адаптированы для людей современной эпохи, например, гимнастика ушу, За этим одновременно скрывается и тонкий обман: люди приходят заниматься всей полнотой традиции боевых искусств, а ему преподносят обычную спортивную гимнастику, просто другого вида и в других одеждах. Подлог может выясниться не скоро – ведь все это обычно сопровождается мощной рекламной кампанией.

И все же, если человек действительно заинтересован и искреннее горит желанием постичь суть кунфу, то этот внутренний мир, внутреннее братство всегда поможет ему. Естественно, делается это не через рекламу, книги или массовые семинары. Хотя традиция и считается тайной, она все же не является закрытой. Наоборот, она открыта для любого, у кого хватит терпения и, самое главное, способности преодолеть свой внутренний эгоизм. Но это — очень долгое дело.

Меня самого долгое время удивляли действительно великие китайские мастера и носители традиции, которые никогда не осуждали и даже не обсуждали той колоссальной рекламной шумихи и профанации, которая твориться вокруг ушу даже в самом Китае. Уже потом, через много лет занятий и жизни в Китае я начал понимать, что это — и есть «запрятывание истины» или «сбережение истины» (шоучжэнь или баочжэнь), и это является частью подготовки носителей учения ушу.

Сегодня эта традиция «сокрытия истины» проявляется еще в более эффективном виде. Если, скажем, иностранцы хотят изучить ушу, например, «постичь тайны Шаолиня» или «секреты тайцзицюань», то Китай всегда готов за некоторую плату предоставить инструкторов, принять делегацию, продать видеофильмы, провести семинары, аттестации и т.д. В большинстве случаев в этом нет прямого обмана, есть лишь просто традиционное «недоговаривание о главном». Это — все часть той же системы «сбережения истины».

Я, например, с трудом могу представить себе настоящего китайского наставника, например, носителя Шаолиньской традиции, который вдруг поедет за рубеж проводить массовый и к тому же коммерческий семинар перед людьми, большинство из которых он не знает. По-настоящему должно пройти несколько лет, прежде чем наставник начал с тобой действительно серьезно общаться — ведь он должен понять, стоишь ли ты того, чтобы передавать тебе традицию. Ведь чтобы изучить какой-нибудь комплекс или, положим, «контактные поединки» вполне достаточно обычного инструктора, а не посвященного наставника.

А вот еще одна часть «сокрытия» традиции кунфу – специальные искажения в записях истории школы. Я был поражен, когда понял, насколько эта традиция намеренного «подправления» распространена в Китае даже сегодня. Ведь все, то написано, может прочитать кто угодно, а вот «истинная история» передается лишь изустно. И знание этой истории, истинной последовательности учителей-учеников является знаком принадлежности к внутреннему кругу посвященных. Впрочем, это говорит и о другом: настоящую историю многих стилей и школ ушу узнать очень сложно, если вообще едва ли возможно, при этом во многих книгах, чаще всего за рубежами Китая, излагаются откровенные выдумки и слухи про историю развития стилей ушу.

«Тайные трактаты»

Китайская мистическая традиция – вещь весьма хитрая и тонко построенная. Она рассказывает о себе ровно столько, сколько сама того хочет. Она никогда не позволяет описать себя или даже изложить основы в письменном виде.

Ну а как же многочисленные публикации «древних трактатов» или книги неких специалистов о тайнах кунфу?

Прежде всего, истинные мастера публикует только то и ровно то, что хотят, чтобы массовая публика знала о традиции ушу. Никто еще не опубликовал, и, я уверен, никогда не опубликует действительного учения кунфу в печатном виде. Ведь все заключено исключительно в тайне устной передачи, в обретении образа мастера-наставника внутри ученика, и тексты здесь вряд ли помогут. И именно поэтому известные носители традиции просто отказывались описывать свои методы, дабы не смущать умы людей иллюзией того, что по книгам можно изучить кунфу.

Но существуют удивительные древние трактаты, в которых действительно сказано многое – только большинство не умеет их читать. Здесь существует особого рода тайный язык, «тайнопись», когда под, казалось бы, бессмысленными словами или пустыми фразами скрывается описание сложнейших методик тончайшей настройки сознания или регулирования внутренней энергии. В этих текстах изложена истина. И ее надо пытаться уловить.

Этому надо специально учиться – изучать мистическую трактовку некоторых терминов и выражений. (Увы, переводы на иностранные языки здесь, скорее всего, не помогут!). Необходимо просто уметь прочитывать внутренний смысл этих текстов, а чтобы постичь эту «тайнопись», придется идти к посвященному наставнику. И вновь круг замыкается – истинное знание ушу оказывается передаваемым лишь от «сердца к сердцу», причем не во время массовых семинаров или тренировок, а при индивидуальных беседах и личном обучении.

Более того, известны реальные примеры, когда известные китайские наставники публиковали книги по ушу, где специально изменены либо порядок движений, либо описание принципов. Ведь в их понимании, книгами пользуются лишь те, кто не хочет искать учителей, кто хочет понять лишь внешнюю сторону вопроса. А поэтому с ними и бессмысленно иметь дело.

До сих пор тайна ушу/кунфу остается тайной, и даже сегодня круг посвященных по-прежнему очень узок. Есть лишь кажущаяся открытость и доступность ушу. Зачастую, все что снаружи – это тонкий обман непосвященных, чтобы отвадить любопытствующих от истинного содержания традиции кунфу. И надо учиться читать культуру кунфу как особого рода тайный текст, как зашифрованный слепок мысли мастеров.

Тайная традиция ушу рассказывает о себе ровно столько, сколько она хочет, чтобы о ней знали. «Описать» эту тайную традицию или создать некое учебное пособие о них просто невозможно. И поэтому даже самые лучшие книги об ушу – это не столько рассказ о тайнах кунфу, сколько о том священном пространстве, где эти тайны можно обнаружить.

Источник:
Алексей Маслов
Одесская федерация ушу, гунфу и цигун
Октябрь, 2005 г.