Почему монахи так непростительно счастливы?

Жители Итаки уже привыкли видеть в центре города монахов в одеждах шафранового цвета. Этих ребят вы обязательно заметите, но не столько по их поразительным нарядам и обритым головам, сколько по всегда улыбающимся, смеющимся лицам. И, среди всех этих монахов, Далай-лама кажется самым счастливым. Его лекция в Корнельском Университете началась с громкого смеха и целиком была посвящена счастью. Что же это за люди такие? И почему они так непростительно счастливы?Месяц назад Далай-лама побывал в небольшом городке Итака, в штате Нью-Йорк.

Его Святейшество прибыл в Итаку – это был его второй визит, – чтобы посетить тибетский буддийский монастырь, расположенный на одной из главных улиц города. Это скромное старое здание, расписанное красными и оранжевыми красками и украшенное яркими молитвенными флажками.

Жители Итаки уже привыкли видеть в центре города монахов в одеждах шафранового цвета. Этих ребят вы обязательно заметите, но не столько по их поразительным нарядам и обритым головам, сколько по всегда улыбающимся, смеющимся лицам.

И, среди всех этих монахов, Далай-лама кажется самым счастливым.

Его лекция в Корнельском Университете началась с громкого смеха и целиком была посвящена счастью.

Что же это за люди такие? И почему они так непростительно счастливы?

Ответ, конечно же, в том, что монахи усердно трудятся, чтобы стать счастливыми, мирными людьми. Помногу часов в день они медитируют, успокаивая свой ум и стараясь сохранять сострадание ко всем человеческим существам.

Вопрос в том, почему нужно так много усилий, чтобы стать сострадательным, миролюбивым и счастливым человеком? Почему все мы не носим шафрановых одежд и не улыбаемся?

Биологи-эволюционисты ответили бы, что монахам приходится упорно трудиться, ведь они объявили войну темной стороне человеческой натуры.

Люди, как и животные, по сути своей существа эгоистичные. Естественный отбор благосклонен к тем, кто озабочен лишь передачей генов следующему поколению, и именно поэтому мы обычно заботимся только о себе. Конечно, мы нередко идем на сотрудничество с другими, но только если это нам выгодно, хотя бы отчасти. Не очень лестная характеристика, но таковы уж мы есть.

Его Святейшество же утверждает, что в нашей природе также заложено и чувство сострадания к другим. И это правда. Люди способны испытывать сочувствие и симпатию — чувства, заставляющие нас помогать нуждающимся людям, даже незнакомцам. Но человеку также свойственно быстро забывать о несчастье, горе или боли, если ее испытывает кто-то другой. И нам нужно, чтобы о них нам напомнил тот, кого можно назвать учителем сострадания.

Однако человеку очень непросто достичь покоя ума, ведь в ходе эволюции мы шли по пути развития бдительности, умения разгадывать головоломки и постоянно думать. Остановить, выключить этот механизм, значит, пойти против человеческой природы, пусть даже порой мы совсем не против это сделать.

Это объясняет, почему люди тянутся к Далай-ламе, и почему нам так повезло, что тибетские монахи разгуливают по улицам нашего города. Они напоминают нам о том, что хотя в нас и есть определенные природные наклонности, это вовсе не означает, что мы должны им потакать.

На самом деле, мы вполне можем стать лучше, нужно только над этим работать.

Источник:
Мередит Ф. Смолл
Антрополог
Корнельский Университет
LiveScience.com, www.savetibet.ru

Перевод: Ирина Гайсина