Фондовые индексы Дхармы

Фондовые индексы основываются на самых разных критериях, но мало кому из аналитиков приходило в голову связать их с религиозными верованиями. В Индии — стране с самым большим количеством гуру на квадратный километр — даже фондовый рынок учится принципам дхармы.Фондовые индексы основываются на самых разных критериях, но мало кому из аналитиков приходило в голову связать их с религиозными верованиями. В Индии — стране с самым большим количеством гуру на квадратный километр — даже фондовый рынок учится принципам дхармы.

5 февраля 2008 г. в Нидерландах умер легендарный гуру Махариши Махеш Йоги, который учил погружению в трансцендентальное состояние участников британской группы Beatles. Но в Индии сейчас другие гуру — новое поколение индийцев штурмует фондовый рынок. Их инвестиционные принципы не слишком сочетаются с взглядами Уоррена Баффета.

Индийский инвестор руководствуется в своей работе религиозными принципами индуизма, джайнизма, сикхизма и буддизма. В прошлом месяце компания Dow Jones запустила так называемые фондовые индексы дхармы (Dharma indices — отдельно для нескольких стран и один глобальный), которые только в Индии отслеживают 254 компании, отвечающие таким характеристикам, как «хорошее управление» и «дружелюбное отношение к окружающей среде».

В поддержку появления индексов дхармы (универсального закона бытия) в Dow Jones хлынул поток писем из Индии. Это не обычные поздравления или выражение благодарности — в письмах содержатся благословления и напутствия от разных индийских религиозных лидеров и ученых.

«Пусть же как можно большее количество инвесторов используют ваши индексы, и это послужит дальнейшему продвижению во всем мире ценностей индуизма», — пишет индийский религиозный лидер из Ахмедабада Шастри Нарайянсварупдас.

Инициатива Dow Jones, по мнению старшего директора азиатско-тихоокеанского направления этой компании Сумита Нихалани, свидетельствует о том, насколько велика в деловых людях разных национальностей и вероисповеданий потребность в инвестициях, основанных на принципах дхармы.

Управляющие активами в Индии теперь могут создавать глобальные или национальные продукты, основываясь на этих индексах, которые разрешают буддистам, индуистам, джайнистам и сикхам инвестировать средства в компании, не противоречащие их религиозным убеждениям.

В Индии не ощущается недостатка в таких компаниях. В национальный индекс дхармы Dow Jones входят 254 организации, включая крупнейшие банки HDFC Bank и ICICI Bank, ведущую строительную компанию Larsen & Toubro, одного из основных игроков на рынке телекоммуникаций Индии Bharti Airtel и IT-корпорацию Infosys.

Есть сектора в индийской экономике, представители которых никогда не смогут попасть в индекс дхармы. Это табачные компании, военно-космические предприятия, пивоварни, казино и фармацевтические корпорации, проводящие испытания на животных.

Индийский гигант ITC не смог попасть в индекс, несмотря на свою успешную работу в cфере сельского хозяйства и беспрецедентные пожертвования в пользу бедных фермеров. А все потому, что ITC помимо фермерства занимается производством сигарет.

Совет индийских мудрецов некоторое время назад одобрил включение в глобальный индекс дхармы американских корпораций IBM, Apple и Intel. Все компании, включенные в эти индексы, проверяются гуру ежеквартально. В случае возникновения малейшего несоответствия принципам дхармы корпорацию удаляют из списка.

Инвестиции с позиции социальной ответственности пока еще в новинку для Индии. А вот в мусульманских странах эти идеи пользуются давним и заслуженным спросом. Еще в 1999 году Dow Jones запустил мусульманские индексы, основанные на соответствие базовым принципам ислама. К примеру, в эти индексы не могут попасть компании, занимающиеся шоу-бизнесом, азартными играми, торговлей свининой или алкоголем.

В прошлом году индийский индекс дхармы вырос на 81,22%. В то же время рост глобального индекса дхармы составил 6,21%, японского — 4,79%, английского — 10,11%, а в США индекс дхармы опустился на 3,62%. Российские компании в этом индексе, к сожалению, пока не представлены.

Источник:
Businessweek