Образовательный процесс в тибетских монастырях

Монастыри издревле являлись традиционными центрами образования и культуры у разных народов, в том числе и тибетского. Особенность тибетского монастырского образования состоит в длительности его истории (начиная с 7 века н.э.) и сохранении основных его форм в современных условиях. Первый курс называется «гносеология и логика». Основным текстом курса является «Толкование (к Компендиуму) достоверного познания». В нем представлена система логики и гносеологии индийского буддийского философа Дхармакирти. Второй курс называется «совершенство понимания».Монастыри издревле являлись традиционными центрами образования и культуры у разных народов, в том числе и тибетского. Особенность тибетского монастырского образования состоит в длительности его истории (начиная с 7 века н.э.) и сохранении основных его форм в современных условиях.

Как известно, тибетская монастырская система образования прошлого была многоступенчатой:
— Подготовительный этап: обучение грамоте, запоминание наизусть основных молитв и обрядов.
— Основной этап: обучение на богословско-философском факультете (mtshan-nyid).
— Заключительный этап: изучение «Алмазной колесницы» на тантрическом факультете.

Учебная программа философского факультета разделена на 5 курсов.

Первый курс называется «гносеология и логика». Основным текстом курса является «Толкование (к Компендиуму) достоверного познания». В нем представлена система логики и гносеологии индийского буддийского философа Дхармакирти.

Второй курс называется «совершенство понимания». Основным текстом этого курса является «Трактат, содержащий комментарии (к сутрам) совершенства понимания», называемый «Украшение из постижений». Автором его считается бодхисатва Майтрея.

Третий курс называется «срединное учение». Его основной текст -«Введение в мадхьямику» Чандракирти.

Четвертый курс — «знание о дхармах». Основной текст — «Энциклопедия Абхидхармы» Васубандху.

Последний, пятый курс — «монашеская дисциплина». Основной текст этого курса — «Сутра о монашеской дисциплине» Гунапрабхи.

Эти тексты, называемые коренными, изучают на философских факультетах монастырей. Кроме них существует множество комментариев, где коренной текст излагается в более легкой и доступной форме. Такие толковательные тексты носят тибетское название игча (yig-cha). Причем у каждого крупного монастыря существуют свои игча на основные изучаемые коренные тексты.

Во время обучения на тантрическом факультете изучались такие высшие тантры как Калачакра, Чакрасамвара, Ямантака и др.

Для прохождения полного курса требовалось свыше 20 лет упорного и кропотливого труда. На первом этапе молодые послушники, зачастую, жили рядом со своими наставниками, исполняя обязанности прислуги. Позже из них формировали классы для дальнейшего развития знаний на философском факультете. Через 10 лет, в случае положительной сдачи экзамена, выпускнику присваивался почетный титул геше — доктора буддийской философии. Завершалось обучение 1 -2х годичными курсами изучения высшей Тантры в одном из крупнейших тантрических монастырей.

Со времени открытия тибетских монастырей на юге Индии (середина 20 века) система подготовки монахов претерпела некоторые изменения, хотя основа ее содержания сохранилась в полном объеме, т.е. коренные тексты и изучаемые предметы остались прежними. В дополнении — появились годовые письменные и устные экзамены (чего не было в Тибете) по 4-м предметам: диспут, философия буддизма, грамматика тибетского языка, сдача коренного текста наизусть. Курсовые периоды сократились. Так, курс «гносеология и логика»(tshad-ma) изучавшийся в монастырях Тибета 6 лет, в буддийских монастырях Индии проходят за 4,5 года.

Система образования в тибетских монастырях достаточно консервативна: изменения возможны лишь в очень редких случаях. В качестве исключительного примера можно привести реформаторство великого Дзонхавы. Эта система имеет достаточно сложную внутреннюю структуру, которая мало изменилась с течением времени.

Обычный день монаха-студента начинается с общей утренней молитвы, проходит в философских дебатах и занятиях с учителями, причем жаркие споры иногда затягиваются до поздней ночи!

Традиционно во всех монастырях по одному разу в год проводятся диспуты между классами и большие дебаты между крупными монастырями. Эти словесные турниры — своеобразный и высоко эффективный тренинг по развитию памяти, логики, скорости мышления, красноречию и проверки знаний. Ход учебного процесса в монастырях проистекает достаточно необычно. В классах, где проходят занятия, как правило, отсутствуют столы и стулья. Студенты сидят на полу, покрытом циновкой. Учитель возвышается над ними, располагаясь на небольшом троне. Основной упор в обучении делается на устном объяснении учебного материала преподавателем. Необходимо заметить, что при этом коренной текст у него всегда находится под рукой. Учитель постоянно готов к дискуссии, он логически подводит своих учеников к правильному пониманию текста, попутно приводя множество примеров из жизненной практики.

После уверенного овладения учебной темой, пройденный материал закрепляется во время вечерних диспутов. Любопытно, что, дискутируя, один из оппонентов отстаивает заведомо неверную точку зрения. Другой же, выстраивая цепочку правильных доводов, принуждает первого к признанию своей неправоты. Так достигается более полное и прочное усвоение пройденного накануне материала.

По мере продвижения учащихся от курса к курсу, учебный материал значительно усложняется. При обучении на тантрическом факультете (конечная фаза обучения) монахи-студенты активно применяют различные медитативные практики для концентрации внимания и запоминания наизусть большого объема информации. Это в значительной степени повышает качество получаемых знаний. Надо заметить, что здесь мы имеем в виду учебный процесс в тибетских монастырях школы Гелук, который существенно отличается от системы обучения в монастырях других школ тибетского буддизма.

Монахи — калмыки, являясь приверженцами традиции Гелук, как правило, обучались в крупнейших монастырях «Страны снегов». Таких, как, например, Дрэпун Гоманг, Под Мед и др. Некоторые из них достигли выдающихся успехов в овладении буддийским учением, были наставниками Далай-лам, становились настоятелями крупных монастырей. В их числе Намкай Джамцо Зая Пандита, Найджи-тоин, Лхарамба Боован Бадма, Геше Вангъял, Геше Ямпель. В настоящее время представители нашей республики обучаются в буддийских монастырях Дрепун Гоманг, Гю То, Нам Гял (Индия).

Чагдыр Санджиев,
«Гегярлт» – научно-методический журнал лаборатории этнопедагогических инноваций Калмыцкого государственного университета, выходит под эгидой Российской Академии образования

Источник:
Буддизм Калмыкии, Сохраним Тибет!