Психологический центр Триггер Без рубрики Выдержит ли священный Тибет грядущий наплыв туристов?

Выдержит ли священный Тибет грядущий наплыв туристов?

Столица Тибета, Лхаса, трещит по швам от наплыва туристов. Их приезжает так много, что в знаменитом дворце Потала, древнем символе Тибета, введены ограничения на число посетителей. Даже смиренным тибетским паломникам приходится уходить, не прикоснувшись к святыне, когда выясняется, что дневной лимит исчерпан.На крыше самого священного храма Тибета монахи ведут диспут о буддийской теологии… пытаясь увернуться от полчищ китайских туристов, прерывающих их ученые занятия, чтобы сфотографироваться с живыми носителями учения Будды…

Монах вырывается и отскакивает в сторону, когда очередной беспардонный китаец в погоне за эффектным снимком начинает тянуть его к себе в самый разгар философского спора.

Столица Тибета, Лхаса, трещит по швам от наплыва туристов. Их приезжает так много, что в знаменитом дворце Потала, древнем символе Тибета, введены ограничения на число посетителей. Даже смиренным тибетским паломникам приходится уходить, не прикоснувшись к святыне, когда выясняется, что дневной лимит исчерпан.

Однако туристический бум вскоре станет еще ощутимей. Построенная китайцами новая высокогорная железная дорога в Тибет откроет шлюзы для массового наплыва новых визитеров. Их ожидается до 4 тысяч в день, когда дорога будет эксплуатироваться в полную силу.

До сегодняшнего дня развитие туризма тормозили дорогостоящие авиаперелеты в Лхасу или опасные переезды на автобусах из прилегающей провинции, занимающие почти пятьдесят часов. Поезда же, с их дешевыми субсидированными билетами, устранят последние преграды, на протяжение многих веков защищавшие Тибет от негативных влияний извне.

В прошлом году Тибет принял 1,8 миллионов туристов. К концу нынешнего десятилетия Китай планирует привозить до 5 миллионов туристов год – колоссальное бремя для древних храмов и культуры, которая так много веков находилась в изоляции.

Почитаемый повсеместно храм Джоканг, где монахи каждый вечер ведут философские споры, в следующем году будет принимать в два раза больше любопытных гостей. Ожидается, что их число достигнет 300 тысяч.

Однако тяжелее всего придется Потале, возведенному в 17-том веке зимнему дворцу Далай-ламы, учитывая хрупкость сооружения из дерева и глины, а также опасное расположение на склоне горы.

«Больше всего меня беспокоит тот факт, что у нас слишком много туристов, — говорит Кьянгба Гесанг, директор администрации. – Я прошу зарубежных друзей прекратить рекламировать дворец, иначе поток туристов вырастет еще больше. Моя главная задача – не зарабатывать деньги или привлекать туристов. Моя главная задача – сохранить дворец».

Китайские власти уже много лет пытаются сдерживать поток посетителей Поталы. До 2003 года ежедневный лимит посетителей составлял 1.600 человек в день, затем он был поднят до 1.800. 1 июля, когда была открыта новая железная дорога, ежедневный лимит был доведен до 2.300 человек, то есть был практически удвоен по сравнению с тем максимумом, который казался разумным всего три года назад.

Еще одним механизмом сдерживания посетителей стало стремительное повышение стоимости входных билетов. Сегодня вход в Поталу стоит 100 юаней (около 14 долларов), но вскоре может быть доведен до 200 или 300 юаней. Тибетские паломники должны заплатить 2 юаня, чтобы войти во дворец, но и это оказывается существенной суммой для бедных верующих, которые добираются сюда пешком.

Гесанг старается убедить туристов приезжать в Лхасу зимой. «Зима в Тибете вовсе не такая холодная, как вам кажется, — говорит он. – Если туристы будут приезжать зимой, нагрузки на дворец станут более равномерными».

В прошлом году дворец принял 370 тысяч туристов и 70 тысяч паломников. В следующем году, по словам Гесанга, их ожидается от 500 до 600 тысяч – ощутимый рост по сравнению 90 тысячами посетителей в 1989, когда Гесанг начал работать в Потале.

Во многих приезжающих сюда китайских тургруппах до 30-40 человек, что создает непроходимые пробки в узких коридорчиках Поталы. Персонал Поталы сегодня стал гораздо активней, подгоняя туристические группы, растянувшиеся по залам дворца. Но порой туристы попросту игнорируют работников.

«Сейчас я редко бываю в своем кабинете, — говорит Гесанг. – Я постоянно перемещаюсь по дворцу, следя за тем, чтобы группы подолгу не задерживались в одном зале. Ведь это создает слишком сильное давление на архитектурные детали дворца».

Гесанг говорит, что лимит в 2.300 посетителей в день будет закреплен только в том случае, если он будет одобрен Тибетским туристическим бюро, и если экскурсоводы сократят длительность объяснений в крошечных комнатках Поталы. Однако продавцы билетов утверждают, что уже продают 2.300 билетов в день, что бы там ни говорил их директор.

Источник:
Globe & Mail
Джеффри Йорк
Перевод: www.savetibet.ru – Сохраним Тибет!