Даосская Традиция. Цигун и не только

Многие знают, что Цигун — мастерство работы с энергией — восходит своими корнями к древним даосским методам совершенствования. Однако, Цигун может рассматриваться лишь как методы начального уровня, помогающие оздоровить тело и заложить базу для более глубоких и сложных практик. К таковым относятся и так называемая Даосская Внутренняя Алхимия — медитативные практики высшего уровня, ядро Даосской Традиции, и мощные методы работы с сознанием, позволяющие снять внутренние ограничения и обрести подлинную свободу в своих проявлениях.Многие знают, что Цигун — мастерство работы с энергией — восходит своими корнями к древним даосским методам совершенствования. Однако, Цигун может рассматриваться лишь как методы начального уровня, помогающие оздоровить тело и заложить базу для более глубоких и сложных практик. К таковым относятся и так называемая Даосская Внутренняя Алхимия — медитативные практики высшего уровня, ядро Даосской Традиции, и мощные методы работы с сознанием, позволяющие снять внутренние ограничения и обрести подлинную свободу в своих проявлениях. Описанию этих методов, практикуемых в Школе Практического Даосизма «Чжэнь Дао», и посвящена настоящая публикация.

Цигун переводится с китайского как мастерство управления энергией. Под «энергией» (по-китайски Ци) для простоты будем понимать внутреннюю энергию человека. Понятие это, конечно, не является общепризнанным, и современная наука только пытается приблизиться к пониманию этого феномена через исследование таких вещей, как биоэнергетика, биополе человека, изучая принципы действия акупунктуры (китайского метода лечения болезней посредством иглоукалывания).

Цигун как комплекс практик по работе с энергией, направленный на оздоровление и гармонизацию человеческого организма на всех уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном, восходит своими корнями к древним даосским методам самосовершенствования, существовавшим в Китае уже более 7 тысяч лет и лишь совсем недавно получившим определенную известность.

Но Цигун – это лишь методы начального уровня, позволяющие оздоровить тело и подготовить занимающегося к практикам более высокого уровня. К таковым относится Внутренняя Алхимия (Нэйдань). Принципиальное отличие Нэйдань от Цигун заключается в том, что методы обычного Цигун позволяют работать с обычными видами энергии, позволяют оздоровить тело, уравновесить циркуляцию энергии и достичь контроля над своими чувствами и эмоциями. А методы Внутренней Алхимии позволяют работать не только с обычной энергией и с обычным сознанием, но и с изначальной энергией (юань Ци) человека и его изначальным духом (божественной природой, см. подробней ниже), что существенно повышает эффективность всех энергетических практик по развитию тела и сознания.

В основном, это сложные медитативные техники по работе с энергией для трансформации тела на молекулярном уровне, развития сознания (духа) и познания себя. В результате можно обрести абсолютное здоровье, различные экстрасенсорные способности и существенно продлить жизнь. Например, современные мастера Внутренней Алхимии прикосновением руки излечивают болезни, перед которыми пасует западная медицина, или, испуская из ладони внутреннюю энергию, могут поджечь ею бумагу. Однако достижение подобного уровня мастерства требует серьёзных усилий и долгих лет упорных тренировок.

До недавнего времени именно методы Внутренней Алхимии хранились в очень большой тайне, в отличие от обычных методов Цигун, достаточно широко распространенных в мире. Внутренняя Алхимия — это сердце, самое ядро даосской традиции, и в Школе «Чжэнь Дао» этому разделу уделяют самое большое внимание.

Другое важное направление практики в Школе «Чжэнь Дао» – работа с сознанием. По-китайски это – Сингун (культивация сердца, сердечной природы). Это включает, во-первых, очистку сознания от того, что называется «омрачения»: страхи, комплексы, навязанные социальные программы, стереотипы, предрассудки, поведенческие паттерны – всё, что ограничивает внутреннюю свободу человека и мешает видеть мир таким, каков он есть. Вспомним привычку пессимиста видеть все в чёрных красках – а ведь мир совсем не такой, просто его внутренние «тараканы» мешают увидеть его по-другому.

Наш образ мысли, стереотипные реакции и шаблоны поведения формировались годами: сначала под влиянием родителей, потом – нашего окружения, общепризнанных социальных ценностей и ожиданий, которым мы стремились соответствовать, и образовали огромные наслоения, искажающие наше мировосприятие и, как следствие, влияющие на наше поведение. С одной стороны, это нормально, т.к. мы живём в социуме и подвержены его влиянию, и эти наслоения, определяющие наше мировоззрение, являются, по сути, нашей личностью, нашим эго, т.е. определенной частью нас самих. Но с другой – сложившиеся рамки восприятия и внутренние ограничения сдерживают нашу внутреннюю свободу и не дают нам реализоваться максимально полно.

Путь Практического Даосизма не призывает ни полностью отказываться от своего образа мысли, заменяя его чем-то возвышенно-духовным, ни пытаться его менять, анализируя свои глубинные ценности и подсознательные мотивы. Достижение внутренней свободы происходит через разотождествление себя со своим эго или, иначе говоря, посредством наблюдения за собой со стороны и осознания тех мотивов, эмоций, шаблонов поведения, которые формируют наше повседневное поведение. Мы как бы пробуждаемся и отстраняемся от своего чувства обиды, от своего страха, от своей спонтанной реакции, тем самым получая возможность понять, почему это (обида/страх/реакция и т.п.) возникло. Такой подход дает возможность понять, что же реально нами управляет и нужно ли нам это. Мы как бы присутствуем в своей голове, осознано наблюдая за своими эмоциями, не позволяя им вовлечь себя в свой поток спонтанных реакций и стереотипных решений, т.е. обретая внутреннюю свободу, свободу в своих проявлениях.

Важно отметить, что работа с энергией, практикуемая в Школе «Чжэнь Дао», позволяет значительно повысить эффективность этих методов очистки сознания. «Пестование Ци» помогает «пестовать Шэнь»: активная, высокорафинированная энергия позволяет нашему сознанию меняться быстрей. Также энергетические практики повышают силу сознания – необходимое условие осознанности.

Второй аспект практики Сингун – это культивация добродетельных качеств (или по-китайски – культивация Дэ). На месте вычищенных сорняков омрачений взращиваются добродетельные качества человеческой души, такие как сострадание, любовь, участие, принятие, терпение, упорство, сила духа и т.п.

Во-первых, это помогает более эффективно очищать сознание от загрязнений, т.к. добродетельные качества будут вытеснять тёмные стороны нашей личности. Во-вторых, это поможет не «натворить бед», т.к. чем больше энергетика человека, тем сильней сила его мысли, а значит, больше вред, если эти мысли тёмные. И, в-третьих, это оберегает нас от «демонических» сил – тёмных искушений и невзгод. Жизнь так устроена, что всё, что с нами происходит, направлено на развитие нашей души с целью помочь ей стать светлей и избавить её от омрачений и невежества. Поэтому, если не культивировать Дэ, может так случиться, что само Мироздание «оставит нас на второй год», дав нам серьёзное испытание (для нашей же пользы), отрабатывая которое можно надолго застрять на пути. Как говорил Патриарх Люй Дунбинь «Совершенствование Мин (т.е. Мингун – энергетические практики и работа с телом) без совершенствования Син (т.е. Сингун), может привести к встрече с демоническими силами».

И третий, самый важный аспект Сингун, опирающийся на два предыдущих – это постижение нашего изначального духа (по-китайски Юань Шэнь – бессмертная часть нашего существа, наша Истинная Природа). Через это человек обретает Мудрость. Не обычную житейскую мудрость, которой отличаются многие пожилые люди и которая приходит просто от жизненного опыта, а Высшую Мудрость, заключающуюся в понимании человека и Вселенной, законов мироздания – то, что в буддизме и даосизме называют «Просветление».

Помимо работы с энергией и с сознанием, немаловажной частью даосской практики является работа с телом. Ведь только таким образом достигается полнота и гармоничность в совершенствовании человеческого существа. Блок практик работы с телом называется «Мастерство внешнего равновесия». В этот раздел входят различные динамические и статические комплексы, которые не относятся к внутреалхимическим методам, поэтому искусство и называется «внешним», несмотря на присутствие в нем внутренней работы с энергией и сознанием. Термин «равновесие» указывает на то, что посредством правильно выполняемых упражнений в теле обретается гармоничная и сбалансированная циркуляция энергий Инь и Ян. Важно понимать, что особенно на начальных этапах практики ученикам просто необходима активная работа с телом, это составляет один из этапов методики «закладывание фундамента». Игнорирование же этого раздела очень сильно затрудняют продвижение занимающегося в практике «Внутренней Алхимии», для существенных результатов в которой необходимо подготовленное тело.

В Школе «Чжэнь Дао» в рамках «Мастерства внешнего равновесия» изучают Мастерство ушу (Тайцзи-цюань и Синъ-и-цюань), а также искусство Дао Инь. И если про ушу многие слышали и знают, что это хорошая тренировка физического тела, а также – во «внутренних» стилях – энергетической системы и сознания, то про Дао Инь хочется сказать особо.

Дао Инь в буквальном переводе означает «вести и тянуть». Это даосское искусство работы с физическим телом, включающее различные комплексы динамических упражнений для раскрепощения и растяжения тела и гармонизации потоков энергии. Изучая Дао Инь, ученик уже на самых первых этапах практики делает свое тело более гибким и подвижным, а циркуляцию внутренней энергии более гармоничной. На физическом уровне значительное внимание уделяется открытию тазобедренных, коленных и голеностопных суставов, что было необходимо древним мастерам для умения долго находиться в медитации в позе лотоса, а также различным укрепляющим упражнениям, который позволяют обрести крепкое и здоровое тело.

Однако, несмотря на наличие активной работы с телом, при выполнении упражнений Дао Инь главная роль отводится работе с энергией, которая направляется на уравновешивание Инь и Ян, на усиление общего энергетического потенциала, а также на взращивание важнейших качеств человеческой души, без которых невозможно говорить о духовном развитии человека. Движения Дао Инь выполняются мягко и плавно, что позволяет гармонизировать движение энергии в теле, устранить препятствия для ее циркуляции, сделать тело более сильным, гибким и раскрепощенным, улучшить омовение кровью внутренних органов и доставку к ним питательных веществ, научиться чувствовать свое тело, а не только знать о его существовании. Все упражнения выполняются со сосредоточением на вполне конкретной внутренней работе, а некоторые – еще и в сочетании со специальным дыханием.

Дао Инь является очень древним искусством, о существовании которого свидетельствуют документальные артефакты, датирующиеся периодом династии Шан – более 1000 лет до н.э. Но, к большому сожалению, об этом древнем искусстве знает не так уж много людей, а те, кто о нем слышал, плохо представляют, чем оно является и в чем его особенности. Это дает возможность заниматься профанацией и дискредитацией Дао Инь. Так, иногда приходиться видеть, как под видом Дао Инь преподают переделанную хатха-йогу, или говорят, что Дао Инь – это практика для женщин, а для мужчин есть практика Дао Ян, не понимая, что здесь используется другое иероглифическое написание обоих иероглифов. Видеть такие явления очень печально.

Важным аспектом Даосской Традиции является постоянная работа с энергией во всех аспектах тренировки, не только в практиках Цигун или Внутренней Алхимии, но и в работе с телом (Мастерство Ушу, Дао Инь) и в работе с сознанием (Сингун). И это один из ключевых факторов достижения значимых результатов. Энергетическая составляющая значительно повышает эффективность всех практик, а постоянная настройка на ощущение энергии и восприятие тонких аспектов является отличной тренировкой сознания, способствующей прогрессу в практике Внутренней Алхимии, являющейся, как уже упоминалось, ядром Даосской Традиции.

* * *

Чжэнь Дао – это традиционная китайская школа Практического Даосизма, восходящая еще к Патриарху Люй Дунбиню (более 1000 лет назад) и по сей день сохранившая некогда секретные знания о методах взращивания жизни. Ее главной особенностью является комплексный подход к развитию тела, энергетической системы и сознания человека. В программе занятий изучаются методы работы с энергией (Цигун), динамические комплексы (Дао Инь, Тайцзи-цюань), дыхательные практики (Туна), т.е. всё, что необходимо для здоровья, а также для того, чтобы перейти к практикам работы с сознанием и внутренней алхимии (Нэйдань). Школа Чжэнь Дао – это полная система самосовершенствования, включающая методы по развитию всех аспектов человеческого существа.

Официальный сайт Школы:
www.zheng-tao.com

.