Камал «Изменённые формы восприятия в процессе практики

Камал «Изменённые формы восприятия в процессе практики»Мы рождаемся в теле как сознание, которому свойственны чувствительность и восприимчивость, т.е. осознанность внимания. Мы рождаемся с расширенной формой восприятия, оно проявляется как разлив чувствительности в теле с ощущением присутствия в нём того, что узнаёт себя. И то, что узнаёт себя – отдельность целостного единства; это и есть сознание ребёнка. Когда мы обуславливаемся ментально-психологическими процессами для функционирования, наше восприятие переходит из аспекта присутствия в аспект функционирования; из состояния «Я есть» в «Я есть кто-то, кто действует как я».Камал «Изменённые формы восприятия в процессе практики»Мы рождаемся в теле как сознание, которому свойственны чувствительность и восприимчивость, т.е. осознанность внимания. Мы рождаемся с расширенной формой восприятия, оно проявляется как разлив чувствительности в теле с ощущением присутствия в нём того, что узнаёт себя. И то, что узнаёт себя – отдельность целостного единства; это и есть сознание ребёнка. Когда мы обуславливаемся ментально-психологическими процессами для функционирования, наше восприятие переходит из аспекта присутствия в аспект функционирования; из состояния «Я есть» в «Я есть кто-то, кто действует как я». Из пространства Бытия мы переходим в область функционирующего «я»; это и есть суть обусловленности.

Функционирование предполагает действие и намерение. Реализация намерений, свойственных повседневной жизни – суть действия обусловленности. Проживание обусловленности в обычном варианте – единственная программа для «я». Она имеет много подпрограмм: выживание, становление, удовлетворение потребности; т.е. огромную массу психологических пространств. Но в ней отсутствует присутствие, которое указывает на целостность нашего «я». В психологическом пространстве личности такая потребность может возникнуть (т.е. потребность знать, что я есть по своей природе). Именно это движение (или потребность) может привести домой, в ту изначальность, которой является природа «я». Мы говорим о восприятии и области обусловленности этого восприятия.

С точки зрения обусловленности, расширение восприятия в область своей природы (или источника) для обычного «я» называется «изменёнными формами». Но само психологическое «я» есть изменённая форма источника восприятия. Суть восприятия – чистота, святость, целостность, переполненный жизнью покой, сострадание, то изначальное Бытие, которое является сутью каждого «я». Суть восприятия – сам Господь, рождающий чувственность, восприимчивость и разумность, проявление в объективности сущностного аспекта восприятия. В свете восприятия воспринимающий – творение самого восприятия. Это то, что известно как Бог, творящий душу (или вдохнувший душу в тело). В каждом видящем «я» — свет того, кто видит, делающим его «я, знающим себя».

В ритритной практике ваше внимание направлено внутрь экрана, на котором ваше сознание, названное умом, действует, воспроизводя вам вас в аспекте этой жизни. В вашем восприятии вы – видящий и то, что он видит. Вы следуете вниманием за тем, что вы видите; это называется обусловленностью внимания умом. Это также называют поглощённостью внимания, отождествлением с умом, и в таком качестве внимания нет осознанности того, чем является природа внимания.

Если вы находитесь в ритритной практике, поглощённость внутренним во времени увеличивается. В повседневной жизни вы не наблюдаете внутренний процесс ума так долго во времени. В повседневности вы – ум, который действует и двигается в действиях суждениями, переживая действие как «я». В таком состоянии повседневного внимания нет внимания к внутренним процессам «я», т.е. нет наблюдения за процессом мысли, как в сидении. Поэтому поглощённость жизнью практически абсолютна и нет осознанности того, что действие ума самопроизвольно воспроизводит вас, а не вы создаёте себя процессом мысли, т.к. отсутствует наблюдение процесса мысли.

Ценность випассаны в том, что наблюдение процесса мысли с течением времени становится при должном внимании очевидным фактом самопроизвольности данного течения. Это крайне важный фактор осознанности. Не вы создаёте ум, а ум создаёт вас. Но вы ещё существуете как внимание к процессу ума, которое есть внимание не-ума. Випассана делает акцент на внимании не-ума, которое наблюдает ум, и в этом суть изменённых форм восприятия мира. Вы видите мир не из пространства ума, а через его пространство, которое в випассане наблюдается как нечто самопроизвольное.

Таким образом, суть изменённых форм восприятия, которое приобщается к опыту ума, раскрывается самопроизвольно и естественно в процессе випассаны как природа внимания, которая, в свою очередь, раскрывается от непрерывного внимания к процессу мысли. Осознанность непрерывного процесса мысли рождает расширенное восприятие, т.к. выводит ваше осознавание внимания за пределы мысли. Если вы пробуждаетесь к самопроизвольности процесса мысли, эта осознанность может быть фактором, который указывает вам на всю систему творения как акт естественного процесса воспроизводства мира, как и вашего ума. Поэтому в вашу осознанность может войти расширенная форма восприятия, демонстрируя вам тонкие миры мироздания; но их реальность такая же, как и реальность вашего ума.

Жизнь вашего «я» — это тайна мироздания, пересечение многомерных миров в данности времени. Эту мудрость вы обретаете в расширенных формах восприятия. Сущность, рождающая мир – это сама природа восприятия, это свет, творящий мир. Именно свет создаёт динамику событий в материи и сознании, бесконечно длит в континууме времени этот танец существования. Это и есть сакральная суть вашего восприятия. Видящий (чем является обусловленное восприятие) может прозреть в то, что видит. Видит не видящий; видящий – следствие того, что видит, его обусловленная форма самовыражения. Получая опыт в випассане (опыт наблюдения), исследуя и осознавая собственное внимание в процессе наблюдения, в сознании может пробудиться осознанность, что реальность видящего есть то, что видит, и которое лишено видящего, оно – просто то, что оно есть (и находится за видящим).

Осознанность того, кто видит, завершает активность мысли в действующем восприятии. На это состояние указывал Пунджа следующим описанием: «Не смотри никуда, ни внутрь, ни наружу; и если ты это понимаешь, т.е. осознаёшь, то это всё». Если вы осознаёте видящего и активность мысли, которая предлагается этому видящему умом как один процесс времени или действия ума; то, что время и ум – это одно, и его активность – активность мысли, тогда само восприятие лишено активности, т.к. ему присуще Бытие (чистота, переполненная потенциалом творчества). Видеть себя как ум с постоянной активностью значит снять с такой формы сознания обусловленность временем, что называют выходом из поглощённости умом. Ваше «я» (видящий) растворяется в источнике того, что видит, что называют возвращением ума в источник. Ум – это система мысли (или тела-ума, действующего с центром «я» или центром постоянства). Именно центр «я» фиксирует вас в собственном знании о себе. «Я», направленное в мир – это ум, действующий как «я». Осознанность выводит вас из этой поглощённости, возвращая ум в источник. Вы осознаёте, что вы есть то, что есть, а не только тело-ум, я-эго или существующая в пространстве-времени личность.

Такое пробуждение к тому, что есть, фундаментально меняет психологию «я». «Я» может центрироваться не только в действии, но и в Бытии. Осознанность величия того, что есть природа «я», пробуждает в психологическом «я» аспект сострадания к миру. Раскрытие этого явления потенциальности – суть практики випассаны, видоизменённых форм восприятия.

Источник:
Сайт Камала

.