В течение целых поколений, различные авторитеты обучали людей аналитическому и ассоциативному подходу, типа «это означает то-то и то-то» и убеждали его, что именно таким образом он может прийти к истине. Разумеется, некоторая доля правды в этом есть, но думать, что любая истина может быть постигнута с помощью интеллекта — значит уподобиться тому, чей труд будет рано или поздно вытеснен компьютером.Немало изумления вызывает тот факт, что взрослый, в обычном смысле образованный человек настолько обусловлен своей культурой, что не только реагирует на истории посредством ассоциативного их «истолкования» или позволяет себе подпадать под воздействие заключенного в них эмоционального содержания, но фактически даже думает, что благодаря таким методам он извлекает из этих историй нечто «важное» или полезное. По большей части он совершенно не осознает, что реагирует подобно дрессированному животному.
Процесс, через который прошел этот индивидуум, можно описать таким образом: в течение поколений его наставники превозносили эмоциональные и сентиментальные материалы, сказки, легенды, мифы, религиозные учения. Эти люди ошибочно полагали, что погружаясь в эмоции, они испытывают нечто «возвышенное» или благородное. Никто не сообщил этому индивидууму, что эмоция имеет реальную, но в то же время ограниченную ценность.
Также, в течение целых поколений, различные авторитеты обучали людей аналитическому и ассоциативному подходу, типа «это означает то-то и то-то» и убеждали его, что именно таким образом он может прийти к истине. Разумеется, некоторая доля правды в этом есть, но думать, что любая истина может быть постигнута с помощью интеллекта — значит уподобиться тому, чей труд будет рано или поздно вытеснен компьютером.
Суть, однако, состоит в том, что все сказки, истории, учебные материалы высшего порядка, существуя в самых разных формах, имеют различные назначения, и притом назначения на различных уровнях. Восприятие одного только эмоционального и интеллектуального содержания сказок и других обучающих материалов можно уподобить использованию двух органов чувств, скажем, зрению и обонянию. А как насчет других аспектов изучаемого материала, для восприятия которых необходимо пользоваться другими чувствами? Как насчет звука, осязания, вкуса?
Имея в виду представителей большинства современных культур, можно сказать, что мы находимся на стадии, на которой ведем себя так, как если бы видели и слышали что-то, будучи убежденными, что это нельзя в то же время почувствовать или потрогать. Продолжая нашу аналогию, мы можем сказать, что существует еще много других способов воспринять что-то, помимо развития двух единственных органов чувств, которыми мы ограничиваем наш кругозор.
Но мы находимся в еще худшем положении, потому что, когда мы мыслим ассоциативно о каком-нибудь отрывке обучающего материала, мы даже не осознаем, что мыслим таким образом. Вместо того, чтобы признаться: «Я понимаю, что пытаюсь анализировать», мы с настойчивостью продолжаем вопрошать: «Означает ли этот персонаж то-то; символизирует ли эта идея такое-то переживание» и так далее.
Но еще хуже — когда мы впадаем в эмоциональность и говорим: «Я не могу сказать, что я чувствую, но нахожусь под большим впечатлением от того или от этого», или: «Я знаю, что в этих историях заключена правда, но не могу объяснить, почему».
Все это, в сущности, является не просто поверхностным восприятием, но восприятием недостаточным.
Вы никогда не сможете эффективно воспринимать до тех пор, пока не узнаете, какое восприятие является неэффективным и не научитесь знать, что именно вы чувствуете в любой данный момент.
Первым шагом к этому является самонаблюдение — то есть когда вы наблюдаете, как тот или иной обучающий материал воздействует на вас.
Второй шаг состоит в том, чтобы воспользоваться преимуществами эмоционального и интеллектуального восприятия, в то же время не теряя из виду, как рабочую гипотезу, возможность того, что в изучаемом произведении существуют другие, не воспринимаемые вами качества. Точно так же, как интеллект говорит вам, что яблоко съедобно, его вкушение сообщает вам, что оно вам нравится. А как насчет содержащихся в нем питательных веществ, которые вы вообще не воспринимаете?
Определенные специализированные практические процедуры и учения могут дать возможность развить это качественное и высшее восприятие. Но вы никогда не сумеете достичь уровня, на котором вам можно будет доверить эти упражнения, до тех пор, пока не позаботитесь о том, чтобы самому осознать, что ваше внимание привязано к ассоциативным и эмоциональным аспектам. Человеку нельзя давать то, для чего он не готов. Даже если бы вы ухитрились это получить, это не принесло бы вам пользы; вы бы только растратили данное вам впустую, тогда как это могло бы быть дано другим людям.
Но винить в этом человек может не только себя самого, но и тех, кто трактует религиозные, эзотерические и нравственные учения на примитивном уровне апеллирования к человеческому интеллекту и воздействия на его эмоции.
Определите для себя, раз и навсегда: алчите ли вы интеллектуальных и эмоциональных стимулов? Если да, то легко увидеть, что их предлагают повсюду.
Источник:
Юлиан Аранов
ИКС