Что мы вообще знаем?

Необычайно, поразительно, стремительно и завораживающе – каждое слово этой книги сводит на нет мировоззрение современного человека и заставляет судорожно искать выход из тупика сознания. «Что мы вообще знаем» — это шок для любого читателя, сколько-нибудь задумывающегося о жизни. Не своей личной, а о жизни вообще, ее механизмах, развитии, о смысле, наконец, как бы избито это не звучало. Вопросы, вопросы, вопросы… И ничего кроме них. Обычно любящий на досуге поупражняться в умственной деятельности индивид скатывается на банальную риторику и жалобы на несовершенство человечества.Необычайно, поразительно, стремительно и завораживающе – каждое слово этой книги сводит на нет мировоззрение современного человека и заставляет судорожно искать выход из тупика сознания. «Что мы вообще знаем» — это шок для любого читателя, сколько-нибудь задумывающегося о жизни. Не своей личной, а о жизни вообще, ее механизмах, развитии, о смысле, наконец, как бы избито это не звучало. Вопросы, вопросы, вопросы… И ничего кроме них. Обычно любящий на досуге поупражняться в умственной деятельности индивид скатывается на банальную риторику и жалобы на несовершенство человечества.

Но вопросы – это уже начало ответов. Поиск – непременный атрибут находки. Так чего же мы ждем? Бытие наше – это по сути познание окружающего мира, а теперь вспомните, когда последний раз в вашем сознании возникало недоумение, непонимание – эти предвестники какого-то нового важного знания?

Посмотрите на детей – единственный доступный для них способ объяснения реальности – это вопросы. Пример будет слишком примитивен, если ваше воображение нарисует эдакого Маленького Принца, который с очаровательной непосредственностью просит сказать, сколько травы нужно его нарисованному барашку. Ребенок, складывая пазл знаний из миллионов кусочков, наталкивается на массивные препятствия сложных философских категорий – смерть, несправедливость, обида, зло, война, голод, болезнь… И вот он пытается понять и принять то, что происходит вокруг, устроиться в системе мироздания.

А потом маленький человек идет в школу, где получает готовую информацию: грандиозный исторический пласт стереотипов и интерпретаций всего сущего. Вопросы познания уходят на второй план, и вот перед нами тот самый индивид, о котором мы говорили вначале. Все, что способно породить его сознание – это вопросы типа, «Господи, почему я?»; «Откуда в мире столько несправедливости?» и «Куда запропастился пульт от телевизора?» Ни в коем случае такая направленность не заслуживает осуждения. Напротив – многие знания преумножают горести…

Кстати, помните, откуда эта фраза? Правильно, из Библии. Вот мы и подошли к столпам цивилизации. Вот она, наша драгоценная история, которая подарила нам жизнь, и которая… отняла ее. Религия – это одна из ее составляющих, наряду с наукой она определяет способ нашего существования. Эти символы материального и духовного создали наше общество и определили его бытие, а значит, и сознание.

Все мы тысячелетиями движемся по заранее определенному и относительно неизменному коридору парадигмы развития. И это тоже хорошо – шаг в сторону и общество бы низверглось в хаос, уничтожила самое себя. Так мы и живем, медленно ступая унылой вереницей в темноте, освещенной призрачным огнем знания. «Чем ярче горят костры науки, тем темнее невежество», — перефразируя мыслителя, так можно сказать об одной из идей представленной книги. Действительно, мысль человеческая пытлива, настойчива и замысловата – сотни и тысячи открытий совершаются ежедневно, но все они отбрасывают разум в далекое прошлое, когда Сократ, как нам кажется, с некоторой гордостью, сказал: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

И мы опять на перепутье, нас смущает угрожающий дуализм реальности – между злом и добром нет границы, нет границы и между жизнью и смертью. Разрушающие вопросы и создали эту великую парадигму – мы искусственно приняли за правила все, что оберегает нас от наглухо закрытой двери Знания. Для всех эта категория сакральна, ее боятся, того, кто подобрался к ней слишком близко, уничтожает, либо он сам сходит с ума. Позже его объявят пророком или колдуном. Знание, подарив ему минутное счастье, забирает спокойствие.

Но вот парадокс: без носителей этой разрушительной энергии любопытства мир стоял бы на месте! Противоречие заложено в психике человека, может, оно и есть прогресс? И, может, если мы найдем ответы на некоторые, самые главные вопросы, не испугаемся, и сделаем шаг в сторону от парадигмы, мы сможем узнать Нечто, без чего наша жизнь не имеет смысла?

И тут возникает новый вопрос – а для чего это нужно? Для чего подвергать сомнениям, то что все принимают за истину в последней инстанции? Ну, хотя бы потому, что истина эта не единственная. Вы никогда не произносили, горестно вздыхая, мол, у каждого своя правда? Говорили, и не раз. Все дело в ее интерпретации. Ведь по сути, мы не думаем – мы интерпретируем. Как тот маленький ребенок, мы пытаемся увидеть свое место в каком-то явлении и процессе, и чем больше вопросов мы задаем, тем больше пазлов нам попадает в руки – таков алгоритм познания. Ум человека может устремляться в разные сферы, но везде желание понять и принять создает некую иллюзию знания, удобную для своего носителя.

Неужели не существует объективного знания? Оставим этот вопрос, и не потому что ответа на него нет, а потому что каждый решает сам. Наука – последнее прибежище ревнителей материализма, и та изменчива: Евклид изменил геометрию, и вот они сосуществуют рядом, есть ньютоновское строение мира, из Солнечной системы исключаются и добавляются новые планеты… «Откусишь с этого бока – станешь меньше, откусишь с этого – станешь больше» — все зависит от угла зрения, от интерпретации. Все, что мы есть, — результат наших мыслей. Ум – это все. Что мы думаем, тем и становимся. Слова эти приписываются Будде. И это единственное верное утверждение, под которым можно подписаться.

Мы то, что мы думаем – если это так, то почему бы не расширить границы своего Я. Возможностям для этого нет числа, иначе для чего нам сознание? Это способ нашего существования, и от человека зависят те рамки, в которых ему развиваться всю жизнь.

«Что мы вообще знаем?» — это необычайное по своей идее произведение. Философия – прародительница наук, занимается только осознанием накопленного опыта, а это наслоение прошлого на прошлое, она не вносит в массовое познание личностного, индивидуалистического начала, стремясь к псевдообъективности. Ну, на то она и наука. Эта же книга – не переложение опыта, она сборник сведений, не призванных проанализировать реальность, но вызывающих осознание механизмов мышления. И, что самое удивительное, если вспомнить, что ее авторы – американцы, в этом издании нет не малейшего намека на примитивную евгенику, науку об улучшении рода человеческого.

Это чистая энергия недоумения, чувства, ведущего к величайшим открытиям, пусть маленького, пусть никому неизвестного, глубоко спрятанного от всех, мира читателя. Книга опровергает многие стереотипы, не отрицая их, авторы и не стремятся к этому – их задача донести до аудитории мысль, что цель существования на Земле не строительство счастья в отдельно взятой квартире, а обретение его внутри себя. А счастливый человек, способный понять и объяснить смысл собственного существования, передает свою радость и окружающим. Такое состояние не приходит само по себе, оно результат работы мысли, только обретя знания, а с ними и понимание, вы найдете свое место в мире. Но помните, все начинается с маленького вопроса, не дающего вам покоя.

Фред Алан Вольф изрек по этому поводу прекрасную и лаконичную фразу: «Задавая себе глубочайшие вопросы, вы открываете для себя новые способы существования в этом мире. Это как приток свежего воздуха, это источник радости. Главный ключ к жизни – не во всезнании, но в признании тайны».

Источник:
Издательство «София»

Ссылки по теме:

Фильм «Что мы вообще знаем?»
Уильям Арнц, Бетcи Чейс, Марк Висенте «Что мы вообще знаем?», купить книгу на Озоне