Киборги под кайфом

В последние годы специалисты все чаще говорят о новом душевном заболевании — так называемой интернет-зависимости. Благодаря ей люди могут буквально сутками сидеть в Сети, не замечая ни времени, ни окружающих. Особенно этим грешит молодежь. По некоторым данным, симптом компьютерно-игровой зависимости обнаруживается сейчас примерно у 10-14 процентов российских подростков.В последние годы специалисты все чаще говорят о новом душевном заболевании — так называемой интернет-зависимости. Благодаря ей люди могут буквально сутками сидеть в Сети, не замечая ни времени, ни окружающих. Особенно этим грешит молодежь. По некоторым данным, симптом компьютерно-игровой зависимости обнаруживается сейчас примерно у 10-14 процентов российских подростков, просиживающих штаны перед мониторами в игровых залах. Что же такое зависимость от Сети и как с нею бороться? Как Интернет изменяет будущее? На вопросы ответил психотерапевт Сергей Выгонский.

— Один геймер как-то признался, что если не поиграет в компьютерные игры часов 6 — 7, то он себя человеком не чувствует. Он так и заявил: меня без компьютера ломает. Почему же одни люди попадают под «тлетворное» влияние Интернета, а другие нет?

— Интернет — самый настоящий техномонстр, обладающий мощным эйфоризирующим эффектом, который помогает человеку преодолеть стресс. Выжить же в виртуальном пространстве с его многочисленными искушениями могут лишь те, кто обладает достаточным духовным потенциалом. Таких, кстати, в Сети также много.

— А кто больше склонен к влиянию Интернета — экстраверты или интроверты?

— Конечно же, интроверты. Им труднее поддерживать контакты с новыми собеседниками. Поэтому они и устремляются в Сеть в поисках ярких впечатлений. Экстраверты, напротив, чувствуют в общении себя очень уверенно. Для них скорее характерна склонность к зависимости от мобильных устройств, которые расширяют круг общения с другими людьми, а также предоставляют широкие возможности для развлечений (музыка, JAVA-игры и т.д.).

— Как же такое сопоставить: с одной стороны, «увлеченные» пользователи Сети отличаются заниженной самооценкой, больше подвержены депрессиям, с другой стороны, это люди по-особому одаренные, творческие. Как ущербный человек может быть творцом?

— Так уж распорядилась эволюция. Прогресс человечества определяют не более 5 процентов всего населения. И большинство таких людей несут в себе скрытые признаки психических болезней, которые, собственно, и освобождают разум от стереотипов мышления. Выплески творчества позволяют таким личностям преодолевать собственную внутреннюю ущербность, а заодно дают человечеству еще один шанс продвинуться на шаг вперед.

— Как избавиться от интернет-зависимости?

— Прежде всего следует привести свой образ жизни к некоему балансу. В ней должно быть что-то интересное помимо Интернета и компьютерных игр. Уместным здесь будет обращение к спорту, туризму, занятиям музыкой, художественной фотографией…

— Многие «подсаживаются» на он-лайн-дневники. Можно ли говорить о том, что интернет-сообщества чем-то напоминают племена, и принадлежность к тому или иному племени повышает статус человека?

— Отчасти да. Дело в том, что молодежь обладает неустойчивым чувством самооценки. Компенсируются психологические комплексы участием в неформальных объединениях, различных тусовках, в том числе и в Сети. Те, кто покруче и поинтеллектуальнее, вливаются в литературный или музыкальный андеграунд. А ЖЖ — это своего рода место под аркой, где можно провести вечер в компании себе подобных, да и к тому же что-то написать на стенах. Для напоминания тем, кто не смог прийти на встречу.

— Ваш прогноз: как дальше Интернет будет влиять на человека? Способна ли Сеть менять стиль мышления?

— Конечно же, Всемирная паутина меняет характер мышления. В нашу лексику ворвались компьютерные термины, которые тут же стали метафорами. Если кто-то произносит «перезагрузка» или «апгрейд», то эти слова воспринимаются не только в прямом, но и в переносном смысле. Измененная речь способствует размыванию чувства реальности происходящего с пользователем и виртуализации его сознания.

Когда технологические новинки становятся глобальными, как это произошло с Интернетом, человек постепенно превращается в киборга. Ученые все больше рассуждают о вживлении индивидуальных чипов, несущих информацию о человеке. В будущем Сеть будет управлять всем — от работы энергетических систем до простейших бытовых приборов.

— Что движет хакерами помимо славы и денег? Безнаказанность?

— Хакер — это своего рода экстремал в киберпространстве. Поэтому главное для него вовсе не слава и деньги, а новые ощущения. В старые времена такие личности пускались в дальние путешествия. Именно они были на пике популярности в эпоху Великих географических открытий. Сейчас же они погружаются в недра киберпространства, попутно взламывая сайт-другой. У хакинга есть еще один аспект. Это несогласие с коммерциализацией сферы программного обеспечения, что в конечном счете выливается во взлом софта и распространение в сети пиратских программ.

— В своем интервью вы утверждали, что сидение в Интернете сродни медитации. А разве медитация не предполагает отключение от всяких мыслей и образов? Но на интернетчика как раз сваливается куча образов и информашек.

— Некоторые из форм медитации основаны на субъективном слиянии и растворении практикующего ее человека в окружающей среде, традиционно приравниваемой к природе. Но времена слияния с природой прошли, и в технологическом обществе web-серферы сливаются с виртуальным миром онлайновых игр (подобие динамической медитации восточных единоборств), погружаются в парадоксальную атмосферу видеоприколов (совсем как в дзен-медитации), пускаются на поиски образа идеализированного сексуального партнера (аналог тантрической медитации).

— В Англии верующим скоро необязательно будет ходить в церковь. Как вы это оцениваете? Может ли такое быть у нас, в России?

— Уже сейчас в Сети есть достаточное количество православных сайтов. И это хорошо, потому что верующие могут получить необходимую для своей духовной жизни информацию. Что же касается исповеди и проповеди, то здесь требуется живое человеческое общение. Думаю, едва ли у нас приживутся такие опосредованные компьютерной техникой формы работы с прихожанами. Хотя, конечно, некоторым модернистски настроенным религиозным организациям такие формы работы наверняка придутся по душе.

— Нужно ли вводить цензуру в Интернете? Поможет ли это?

— Думается, что Интернет точно так же, как и традиционные масс-медиа, во введении специальной цензуры не нуждается. В принципе в Сети можно обнаружить всякого, кто использует ее в криминальных целях.

Источник:
Рамиля Туктарова
Российская газета
Российская газета (Неделя) N4147 от 18 августа 2006 г.

.