Развитие способностей человека: ключевые факторы

Мир интересен и безграничен. Чтобы не просто жить в нем, а жить в полную меру своих возможностей, надо улучшать качество своей жизни… Надо развиваться. Развивать свои способности и идти вперед. Какие ключевые факторы можно выделить на этом пути? Что можно для того, чтобы улучшить качество своей жизни? И какое отношение к этому имеет развитие способностей человека?Что можно для того, чтобы улучшить качество своей жизни? И какое отношение к этому имеет развитие способностей человека?

Качество жизни определяется тем, что человек считает своими жизненными приоритетами. Тем, какую позицию он занимает: «пассажир» (большинство), «сам-себе-лодочник» (меньшинство) или «рулевой» (еще меньше). На самом деле, все эти роли для жизни общества необходимы. Так же, как и их соотношение.

Представьте, например, что будет, если «лодочники» станут большинством. Классическая ситуация, описанная Крыловым в басне про рака, лебедя и щуку. Реальным результатом была бы анархия или беспорядочная многопартийность вроде той, которую мы знаем по истории России периода 1916-1918 гг.

С другой стороны, «рулевой» — вовсе не сам-себе-лодочник. Первый, как правило, все-таки представляет интересы большинства (редкие исключения из этого правила зовутся пассионариями. Они-то и устраивают революции — не обязательно в реальной жизни, но хотя бы в умах). А сам-себе-лодочник — это человек, движущийся туда, куда надо именно ему. И не важно, по течению это или нет. Просто у него своя лодка.

Соответственно, чтобы улучшить качество своей жизни, «пассажиру» надо взять процесс в свои руки. Стать лодочником.

Должен ли «лодочник» становиться рулевым? А вот это как раз и необязательно. Можно просто обзавестись для своей лодки мотором.

Рулевого это тоже касается. Ему также нужен мотор: нечто, позволяющее двигаться быстро и качественно. Двигаться вместе со своими пассажирами в выбранном направлении.

Таким мотором является развитие способностей человека.

Факторы развития

Перейдем к конкретике. Какие можно выделить основные факторы, позволяющие человеку развивать свои способности и применять их в реальной жизни — для улучшения ее качества?

Первый фактор развития сспособностей человека — это адаптация к внешней среде. Внешняя среда — это необязательно «консенснусная реальность», разделяемая пассажирами. Конечно, адаптированность к прямой социальной среде тоже немаловажна — но не только. Внешняя среда — это весь спектр видимых и невидимых взаимосвязей, которые нас окружают.

Нужен выход именно во внешнюю среду. Ту, которая за пределами обыденности простого «пассажира». Простой пример: использование таких информационных каналов, как RSS или ICQ. Результат: небольшая (и обычно неосознаваемая) корректировка мировоззрения и выход на альтернативные источники информации. А это — уже переход к следующему фактору: расширению эрудиции.

В общем случае, более широкая эрудиция дает массу конкурентных преимуществ. При этом эрудированность вовсе не означает «мозговитость» или более сильный интеллект. «Мотору» это не важно; главное — доступ к большему количеству возможных вариантов… чего угодно. Действий, решений, интерпретаций… Просто: больший выбор.

Хотя здесь есть небольшая особенность, или даже опасность. Богатая эрудиция будет слабым «топливом», если ее не использовать по прямому назначению — для эффективного принятия решений. Часто бывает с точностью до наоборот: одуревший от разнообразия информации человек ничего не делает и ударяется в любомудрие (философию). Вместо того, чтобы развивать свои способности на практике, он начинает просто «перетасовывать» картинки реальности у себя голове.

Отсюда — следующий фактор развития способностей человека: прямая мотивация к действию. Нужен СТИМУЛ. Причем стимул достаточно сильный, чтобы заставить человека реально двигаться.

Это может быть мотивация «ОТ…» (избежание опасности, неприятных ситуаций и т.д.). Она работает очень хорошо, но только в краткосрочной перспективе. Как только неприятности кончаются — человек снова залезает в старую раковину.

Поэтому лучше использовать мотивацию «К…» (чему-либо), которая работает гораздо дольше — пока человек не достигнет поставленной цели. Сформировать такую мотивацию можно и в «бессрочном» варианте, если воспользоваться концепцией личной миссии (о ней я уже писал). Тогда она буквально превратится в «вечный двигатель», толкающий человека вперед. К развитию своих способностей и их применению.

Развитие способностей человека: Решающий фактор

Итак, у нас есть хорошая ориентировка во внешней среде, широкий выбор различных вариантов и сильная мотивация… Чего-то не хватает. Что может быть главным, решающим фактором для реального и эффективного развития способностей человека и его движения вперед?

Этот фактор — умение делать правильный выбор. Делать правильный выбор стратегически — вообще, и тактически — в каждом конкретном случае. Что может этому помешать? Неумение это делать правильно, и обилие информационного шума.

Об информационном шуме я уже писал (посмотреть можно здесь: http://human-tech.net/information-noise.html ). Коротко суть сводится к следующему: слишком большой объем информации (большая часть которой является тем самым «шумом») не столько упрощает выбор, сколько усложняет его. Заметьте: речь идет не о тех каналах расширения восприятия или эрудиции, о которых мы говорили выше. Шум — это посторонняя, не имеющая отношения к делу информация, заполняющая информационное поле. А также — та, которая искажает нужную.

Поэтому решающий фактор развития — это умение делать правильный выбор. Способность выделять и использовать главное, и отбрасывать несущественное. Тогда все остальное становится на свои места: и выход на лучшие источники информации, и определение целей, и постановка мотивации… И — реализация задуманного.

А потом начинается новый цикл. Что, в свою очередь, означает выход на новый качественный уровень. Новый уровень развития способностей человека развития… и движения вперед. К лучшему себе.

Автор: Павел Давыдов
«Гуманитарные Информационные Технологии»
http://human-tech.net

.