Материал для Позвоночника

Любопытное развитие идей из боевых искусств сквозь контактную импровизацию к технической системе. Стив Пэкстон — Танцор, хореограф, концептуальный перформер, преподаватель танца, исследователь, философ, увлечен движением с раннего детства. В его профессиональном арсенале балет, гимнастика, айкидо, тай чи, модерн, импровизация. Вопросы, которые он предложил своим студентам в начале 70гг, были связанны с поиском новой танцевальной формы движения.Любопытное развитие идей из боевых искусств сквозь контактную импровизацию к технической системе.

„Надо бы не забывать, что Контактная Импровизация и „Материал для Позвоночника» являются системами для исследований, это как входы в движение, но системы это всегда упрощения, а импровизация шире и глубже»
С. П. 2007

Стив Пэкстон — Танцор, хореограф, концептуальный перформер, преподаватель танца, исследователь, философ, увлечен движением с раннего детства. В его профессиональном арсенале балет (которому он учился у русской учительницы), гимнастика, айкидо, тай чи, модерн, импровизация, и он один из тех кто вписан в историю американского Постмодерна.

Стив называет себя «подстрекателем контактной импровизации». Вопросы, которые он предложил своим студентам в начале 70гг, были связанны с поиском новой танцевальной формы движения. Ответы могли быть обнаружены только в совместной, партнерской работе группы танцоров. Так были найдены, не существовавшие до тех пор в танцевальной импровизации, идеи и феномены, новая манера двигаться. КИ родилась и живет благодаря сотворчеству.

Следующая исследовательская работа Пэкстона не имеет прямого отношения к импровизации и носит название «Материал для Позвоночника». Это система, дающая возможность оттачивать мастерство. Как работа с телом, она годится для многих видов танца. Будучи направленной на подробное рассмотрение ощущений, система дает широкие возможности вести персональную работу с движением и формой, углубляясь в технические детали устройства опорно-двигательного аппарата.

Начало было положено на воркшопе «Исследование Движений», который Стив давал в Нью-Йорке в 1986 году. Его интересовал результат работы над КИ. Каким образом позвоночник и скелет организуются в движении? Работа позвоночника, связок и внутренней мускулатуры невидима, поэтому обживание этих районов ведется через глубокое внимание к внутренним ощущениям, в том числе небольшим и малозаметным.

Одной из базовых концепций исследования является осознавание взаимосвязей — цепочка взаимодействий мускулатуры от области таза до пальцев рук — мягкая энергетическая система рычагов — которая, возможно, и есть путь, по которому течет энергия, называемая в восточной терминологии и Айкидо — chi или ki (ци). И это одна из базовых концепций, общая для боевых искусств и танца Стива Пэкстона.

Энергия, которая описывается как порождающая все жизненные процессы, а также позволяющая двигаться используя анатомическую целостность и интеллектуальную собранность. Философия движения, кажущаяся на первый взгляд несколько необычной, потому что в нашей жизни мы опираемся на философию движения, обращенную только к крупной мускулатуре и прямой логике мышления…

По видимому, это достаточно сложный вопрос, требующий от нас терпеливого внимания. В телесных практиках, являющихся родственными для КИ, таких как Айкидо и Тай Чи, базовая задача сделать центр тела не уловимым, не заметным для партнера, который является противником. В КИ наоборот, базовая задача открыть свой центр партнеру по танцу, дать ему возможность непрерывно получать информацию о своем местонахождении и положении в пространстве, весе, скорости, направлении движения… быть вместе, единой танцующей системой, которая движется, на первый взгляд, не предсказуемо, имеет центр и внутреннюю логику, благодаря тому, что гравитация и трение влияют на движение.

«Материал для Позвоночника» также основывается на принципах из Айкидо. Кувырок является базовым упражнением и тестом внутри «Материала». Исследование этого кувырка, через свое собственное действие, дает студентам возможность осознавать природу движения человеческого тела в сферическом пространстве… Сюда включены также различные виды вращений, например, вращение на полу формы «helix», которая образовывается двумя частями тела, левой и правой. Осознавание формы и поддержание формы в движении требует кропотливой, но увлекательной работы над как можно более целостным образом тела и мышления.

„Между Контактной Импровизацией и Материалом для Позвоночника происходит диалог природы и воспитания. вопрос Контактной Импровизации: «Можем ли обнаружить природу?» вопрос „Материала для позвоночника»:» Можем ли мы ее питать?»
СП.

Сейчас Стив Пэкстон работает над книгой, в которой более или менее подробно будет изложена методическая информация о собранном им «Материале». Выход книги, на французском и английском языке, назначен на 2008 год. Также будет выпущено DVD — отобранные видеозаписи с трех воркшопов «MRS» и специально проведенных экспериментов. Издание книги и DVD осуществляется при поддержке центра Contredance(Брюссель),

Данный текст составлен по различным источникам.
Марина Коновалова
Фотограф: Томас Хентцшель (Германия)
2007

Журнал «Дарума»

Видеоролик: Steve Paxton — Material for the Spine